Избыточные акции

эмиссия ценных бумагВыпуск акций – эмиссия, основная или дополнительная,  это очень распространенный способ  увеличения собственного капитала предприятия.  Что очень важно, грамотно продуманная эмиссионная стратегия позволяет существенно снизить стоимость собственного капитала, за счет увеличения количества  инвесторов и привлечения иностранного капитала (при условии листинга акций на иностранных биржах).

 

Сама процедура выпуска акций и их первичного размещения представляет собой сложный и дорогостоящий процесс, который, к тому же, жестко регулируется различными нормативными документами.   Алгоритм и технология проведения эмиссии хорошо описан, однако существуют ситуации, которые «скромно» замалчиваются, как в  специальной печатной литературе, так и в периодических изданиях, например возникновение избыточных акций.

 

Причины возникновения

 

Избыточные акции – это акции предприятия, которые не были выкуплены  инвесторами на момент начала новой эмиссии. Необходимо уточнить, что речь идет об акциях, не реализованных на первичном рынке. Акции, которые были выкуплены предприятием с целью дальнейшей перепродажи, и на момент начала дополнительной эмиссии, остающиеся на балансе предприятия, к разряду избыточных, не относятся.

 

Причины слабой «освещенности» данного вопроса очевидны – подобная ситуация характеризует предприятие не с лучшей стороны и каждое акционерное общество, оказавшееся в подобной ситуации, прикладывает максимум усилий, чтобы такие «неприятные подробности» не становились достоянием широкой общественности.

 

Причин возникновения «избытка» собственных ценных бумаг много. При проведении закрытой эмиссии, т.е. при  первичном размещении акций путем адресной подписки, причиной образования избыточного пакета акций может стать резкое изменение финансового состояния потенциального инвестора, или  неожиданно возникшие «расхождение во взглядах» на развитие предприятия  у инвестора и совета директоров предприятия.

 

 При открытой эмиссии причин, плохой реализации акций может быть две:

  • Резко изменившаяся конъюнктура рынка ценных бумаг данного сегмента предприятий;
  • Значительные просчеты, допущенные на этапе подготовки эмиссии.

 

Пункт первый - чистой воды форс-мажор. Предвидеть события, масштаба тех, которые произошли, например 11 сентября 2001 года невозможно. Также невозможно просчитать «экономический эффект» такого рода событий. Справедливости ради, следует заметить, что сложно представить себе предприятие, которое в  крайне нестабильной рыночной ситуации начнет процедуру дополнительной эмиссии. В свете вышеизложенного,  напрашивается вывод о том, что такая ситуация, описанная в пункте первом, может по праву называться гипотетической.

 

IPOВторая группа причин требует более детального рассмотрения. В эту группу входят ошибки финансового менеджмента предприятия на этапах  подготовки экономического обоснования эмиссии и непосредственно на этапе  реализации акций. Решение о проведении первичной   (IPO) или дополнительной  эмиссии акций  должно приниматься на основании всестороннего скрупулезного анализа рыночной ситуации.

 

При  анализе конъюнктуры  рынка (биржевого и внебиржевого)  необходимо учитывать множество различных факторов. В результате анализа должна быть спрогнозирована  чувствительность рынка, т.е. необходимо с большой долей вероятности предугадать реакцию рынка на эмиссию новых акций.

 

Несмотря на то, что все финансисты  признают наличие существенных различий между сектором реальной экономики и биржевым сектором, встречаются предприятия, которые доверяют подготовку эмиссии собственному финансовому департаменту. Как правило, такое решение бывает продиктовано желанием сэкономить. Бесспорно, подготовка и проведение IPO  «удовольствие не из дешевых». Но подобная экономия, как правило, не оправдывает себя. Целесообразней доверить эту работу биржевым специалистам. Стоимость их услуг ощутимо отразится на бюджете эмитента, но в этом случае предприятие получает возможность в большой мере застраховать собственные инвестиционные риски.

 

При проведении открытой эмиссии, для того, чтобы быстро и эффективно  разместить эмитируемый пакет, следует ответственно подойти к  подбору андеррайтеров. Заключая договор андеррайтинга необходимо  согласовать с исполнителем степень его участия в эмиссии, эмиссионную цену начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения (спрэда).  Подробное изложение перечисленных деталей в договоре позволит избежать недоразумений в будущем.

 

Что делать эмитенту с избыточными акциями?

 

Лучшее, что  может (и должен) сделать эмитент, это не допустить  появление избыточного пакета акций. Если все же избежать этого «казуса» не удалось, то самым простым, с технической точки зрения, будет размещение пакета среди существующих акционеров, как правило, мажоритарщиков, которые наиболее заинтересованы в сохранении репутации компании, а также ее стабильности и ликвидности. Разумеется, что в этой ситуации речь об изменении структуры капитала предприятия и повышении его инвестиционной привлекательности вестись уже не будет. Очевидно, что и уровень ожидаемого эмиссионного дохода будет существенно ниже.

Более привлекательным, во всех смыслах, выглядит вариант конвертации избыточного пакета на ценные бумаги других предприятий или использование нереализованных акций в качества средства платежа за приобретаемые активы. Но этот вариант связан с определенными техническими трудностями, поэтому четкого и универсального  алгоритма реализации этой схемы не существует.

  • акции
  • инвестиции
  • IPO
  • эмиссия
  • избыточные акции
X

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP