Общие сведения и производственная деятельность
ФосАгро и КАМАЗ относятся ко второму эшелону топовых российских компаний. Хотя они имеют относительно небольшой оборот – немногим более 100 млрд. рублей, ФосАгро и КАМАЗ занимают лидирующие позиции в своих сегментах рынка. ФосАгро – крупнейший в России производитель фосфорных удобрений, а КАМАЗ – лидер по производству грузовых автомобилей.
ФосАгро – вертикально-интегрированная компания, основанная в 2001 году. На сегодняшний день, этот химический холдинг является одним из крупнейших мировых производителей фосфоросодержащих удобрений. По производственным мощностям, среди мировых производителей фосфатного сырья, ФосАгро занимает 4 место. Штаб-квартира компании расположена в Москве.
ФосАгро производит 28 видов различных удобрений. Основное направление – это производство удобрений с высоким содержанием фосфора и фосфорного сырья – апатитового концентрата, а также производство азотных удобрений и аммиака. По итогам 2014 года, компанией было реализовано 6.22 млн. тонн готовой продукции, это на 2.8% больше чем в 2013 году.
Химический холдинг экспортирует более 70% своей продукции в дальнее зарубежье. Главными импортерами продукции компании, являются страны Южной Америки. В 2014 году в этот регион было поставлено 2.253 млн. тонн различных удобрений. Это более 36% всей реализации ФосАгро. Второе место занимает Россия и страны СНГ – 1.877 млн. тонн, это около 30% от всей реализованной продукции, а третье место Европа – 15.8% или 0.985 млн. тонн.
В структуру компании входят 4 рудника, в которых добывается апатитовый концентрат, 3 завода по переработке фосфорного сырья, производящие удобрения, серную кислоту и аммиак, обогатительное производство, а также предприятия занимающиеся дистрибуцией продукции, логистическая компания ФосАгро-Транс и Научно-Исследовательский Институт по удобрениям и инсектофунгицидам.
Камский Автомобильный Завод – градообразующее предприятие, строительство которого началось в 1969 году. Параллельно с заводом, шла массовая застройка города Набережные Челны, население которого в 1970 году насчитывало 38 тыс. человек, а в 1990 году уже 511 тыс. человек. В этом городе расположена штаб-квартира компании.
КАМАЗ – крупнейший производитель тяжелых грузовиков в Российской Федерации. По объемам производства российская автомобилестроительная компания занимает 14 место в мире, а в России КАМАЗ занимает около 33% рынка грузовых автомобилей. Основным направлением деятельности компании является производство различных грузовых автомобилей грузоподъемностью от 14 до 40 тонн. В этом сегменте российского рынка, доля марки «КАМАЗ» занимает 46%. Наибольшая доля КАМАЗа на рынке бортовых грузовых автомобилей, спецтехники и самосвалов – 69%, 62% и 61%, соответственно. В категории технологические тягачи, марка «КАМАЗ» занимает 42%, а на долю магистральных тягачей производства Камского автозавода приходится всего 7% рынка. По итогам 2014 года, компанией КАМАЗ было продано 38 655 грузовых автомобилей.
В 2014 году компанией КАМАЗ было экспортировано 6 089 единиц автотехники. Это составляет 15.7% от общей реализации. Основным импортером продукции КАМАЗа, является Казахстан. В прошлом году в эту страну было поставлено 4 269 ед. автотехники, это около 70% всего экспорта. Второе место занимает Узбекистан – 325 ед. автотехники, а третье ОАЭ – 166 единиц автотехники.
КАМАЗ – всемирно известная марка грузовых автомобилей. Широкую известность принесли ей победы на «ралли Дакар». Российские автомобили выигрывали соревнования 13 раз и это наилучший показатель среди всех участников.
Общие финансовые показатели
Оборот компании ФосАгро в 2014 году составил 123.12 млрд. рублей. По этому показателю химический холдинг опередил КАМАЗ на 10.17%. Выручка автомобилестроительной компании в прошлом году составила 110.6 млрд. рублей.
В сравнении динамики оборота компаний, необходимо отметить отрицательную тенденцию у КАМАЗа и большой прирост оборота у ФосАгро в 2014 году. Начиная с 2011 года КАМАЗ снижает объемы производства, а в 2014 году падение было рекордным за последние 5 лет. Производство автотехники сократилось на 13.36%. Но в связи с девальвацией рубля, падение оборота составило всего 3.36%.
Что касается ФосАгро, то производитель удобрений, в 2014 году сумел увеличить выручку на 17.73%. И такой большой рост, также связан с обесцениванием национальной валюты, ведь рост производства составил всего 2.8%.
По сумме оборота за три года, лидирует КАМАЗ. За этот период времени выручка автозавода была больше чем у химического холдинга на 2.69% и составила 341.96 млрд. рублей, соответственно оборот ФосАгро был равен 332.99 млрд. рублей.
По показателю чистой прибыли, компании закончили 2014 год по-разному. КАМАЗу удалось получить минимальную прибыль в размере 210 млн. рублей, а ФосАгро оказался убыточным. В прошлом году химический холдинг показал результат (-13.4) млрд. рублей чистого убытка. Как заявили в руководстве компании, убыток был получен в результате девальвации рубля, которая привела к нереализованному убытку от курсовых разниц, а также был зафиксирован убыток от операций с производными финансовыми инструментами.
Если рассматривать динамику чистой прибыли, то у обеих компаний, за последние три года наблюдается существенное снижение этого показателя. Как следствие, уменьшается рентабельность. Рентабельность КАМАЗа, всегда была не очень высокой и держалась на уровне 4-5%, а в 2014 году сократилась до 0.19%. ФосАгро имел очень высокий показатель рентабельности в 2012 – 23.28%, в 2013 году рентабельность составила уже 7.94%, а 2014 году (-10.88%). Из-за отличных финансовых результатов в 2012 году, сумма чистой прибыли ФосАгро за три года выше чем у КАМАЗа на 87.45% и составляет 19.42 млрд. рублей, у автомобилестроительной компании этот показатель равен 10.36 млрд. рублей.
Активы и обязательства
Компания ФосАгро располагает активами в сумме 179.66 млрд. рублей, по этому показателю, химический холдинг опережает КАМАЗ на 86.28%. Активы Камского автозавода равняются 96.41 млрд. рублей.
А вот долговые обязательства автомобилестроительной компании в 2.5 раза меньше, чем у производителя удобрений. Долги КАМАЗа на конец 2014 года насчитывали 56.58 млрд.рублей, а долговые обязательства ФосАгро – 143.67 млрд. руб.
Что касается динамики роста долгов, то КАМАЗ демонстрирует среднюю динамику. По сравнению с 2012 годом, долговые обязательства компании увеличились на 41.8%. Тогда, как долги ФосАгро только за 2014 год увеличились более чем в 2 раза. По итогам прошедшего года долги ФосАгро в 2.53 раза больше чем у КАМАЗа и составляют 116.69% от общего оборота компании. Обязательства автозавода равняются 51.16% от выручки.
Необходимо отметить, что сумма краткосрочных долговых обязательств компаний примерно одинаковая – 48.1 млрд. руб. у ФосАгро и 41.34 млрд. руб. у КАМАЗа. В структуре общих долгов химического холдинга краткосрочные обязательства занимают 33.48%, а у Камского автозавода доля долгов обязательных к выплате в течение года составляет 73.06% от общего количества.
Кадровая политика
На предприятиях принадлежащих компаниям, суммарно работает более 60 000 человек. Штат сотрудников КАМАЗа насчитывает 40 722 человека, а холдинга ФосАгро – 19 663 человека. По этому показателю КАМАЗ превышает ФосАгро более чем в 2 раза.
Несмотря на то, что количество сотрудников в группе КАМАЗ намного больше, здесь по сравнению с ФосАгро выше средняя зарплата. Среднестатистический сотрудник Камского автозавода получает в месяц 47 987 рублей, а средняя заработная плата в компании ФосАгро равняется 41 338 рублей. Здесь преимущество КАМАЗа составляет 16%.
Фонд заработной платы на Камском автозаводе составляет 23.45 млрд. рублей. ФосАгро, в 2014 году потратило на выплату заработной платы в 2.4 раза меньше денежных средств. Фонд зарплаты на химическом холдинге составляет 9.75 млрд. рублей. При сравнении зарплатного фонда с оборотом, получается, что КАМАЗ тратит на оплату труда персонала 21.2% от выручки, а ФосАгро только 7.92%.
А вот производительность труда выше в химической компании. В среднем один сотрудник ФосАгро в год приносит 6.26 млн. рублей выручки. Это в 2.3 раза больше, чем среднестатистический работник КАМАЗа, производительность труда которого равна 2.71 млн. рублей. Отношение средней зарплаты к производительности выше на Камском автозаводе, здесь сотрудник получает в месяц 1.77% от принесенной им годовой выручки, а работники ФосАгро получают в среднем 0.66%.
Биржевая торговля
Обыкновенные акции обеих компаний входят в первый уровень котировального листа. Акции ФосАгро и КАМАЗа торгуются только на Московской фондовой бирже и имеют низкий уровень ликвидности. Обыкновенные акции ФосАгро (PHOR) входят в базу расчета двух ведущих российских биржевых индексов РТС и ММВБ, а также Россия 50, MICEX Chemicals и TR Russia 50. Обыкновенные акции КАМАЗа (KMAZ) используются в расчете индексов ММВБ Машиностроение, РТС Промышленность, RTS 2, MICEX Start Cap.
Количество акций ФосАгро составляет 129 500 000 штук, их номинальная стоимость равна 2.5 рубля. По состоянию на 27.08.15 стоимость одной акции химической компании равнялась 2849.0 рублей. Рыночная капитализация кампании на отчетную дату равняется 368.95 млрд. рублей. КАМАЗ располагает 707 229 559 обыкновенных акций. Номинальная стоимость (KMAZ) равняется 50 рублей, а текущая – 35.10 руб. Капитализация автомобилестроительной компании составляет 24.82 млрд. рублей. Сравнивая рыночную капитализацию компаний нужно отметить почти пятнадцатикратное превосходство химического холдинга. Акции ФосАгро являются убыточными, убыток на одну акцию составляет (-10.32) рубля, в свою очередь (KMAZ) имеют небольшую прибыль – 0.22 руб. на акцию, эта прибыль составляет чуть более 0.5% от текущей стоимости.
Котировки акций ФосАгро за последний год увеличились на 118.55%. За этот период времени, максимальная стоимость (PHOR) составляла 3060.0 рублей, это на 7.41% больше, текущих котировок. Минимальная цена акции ФосАгро была зафиксирована на уровне 1100.0 рублей, что меньше стоимости от 27.08.15 на 159%. Средняя стоимость акций за последние 365 дней равняется 1923.4 рубля. Это меньше текущих показателей на 48.12%. Максимальная цена закрытия была зафиксирована 24 августа 2015 года и составила 2980.0 рублей, это больше чем в начале периода на 128.6%. Минимальная цена закрытия равняется 1217.0 рублям и была зафиксирована 1 сентября 2014 года. Эта стоимость меньше котировок 27.08.14 на 6.64%.
Котировки акций КАМАЗа по состоянию на 27.08.15 остались примерно на том же уровне, что и год назад. Увеличение стоимости за последние 52 недели составило 4.12%. Максимальная цена одной акции была зафиксирована на уровне 53.00 рубля. По сравнению с текущей стоимостью это больше на 51%. Минимальная цена, за этот же период, была равна 20.55 рублям, что меньше текущих котировок на 70.8%. Средняя стоимость (KMAZ) за отчетный период равна 33.84 рубля, это меньше стоимости от 27.08.15 на 3.72%. Максимальная цена закрытия равняется 44.60 рублей и была зафиксирована 25 февраля 2015 года. Это больше чем стоимость (KMAZ) 27.08.14 на 32.3%. Минимум по цене закрытия состоялся 16 декабря 2014 года и был равен 22.85 рублей, что меньше чем в начале периода на 32.22%.
Акции ФосАгро имеют торговый оборот за последний месяц равный 498.6 млн. рублей. По этому показателю химический холдинг опережает КАМАЗ, оборот акций которого за этот же период составил 28.95 млн. рублей, более чем в 17 раз. По сумме максимального дневного оборота, за месяц, также впереди ФосАгро, опережая автомобилестроительную компанию в 9.8 раза. Максимальный оборот (PHOR) за день составил 39.748 млн. рублей, а (KMAZ) соответственно 4.057 млн. рублей. Среднее количество сделок по акциям ФосАгро равняется 492, а этот же показатель для акций Камского автозавода равен 75.
Итоги
Справедливым результатом этого финансового сражения является боевая ничья. Ни одной из компаний не удалось достичь преимущества, поскольку результаты работы, показанные ФосАгро и КАМАЗом в 2014 году очень далеки от идеала.
Компания ФосАгро имеет преимущество по сумме торгового оборота, количеству активов и полностью «разгромила» КАМАЗ на фондовом рынке. В свою очередь один из лидеров российского машиностроения, Камский автозавод, в этой битве показал лучшие результаты в кадровой политике, рентабельности, а также по показателю долговых обязательств.
Хотя, если принять во внимание финансовые показатели, продемонстрированные компаниями в прошлые года, то ничья по итогам 2014 года, однозначно в пользу КАМАЗа, так как в 2012 и 2013 годах, результаты ФосАгро были значительно лучше.