Налоговое бремя

Налоговое бремяТакой экономический показатель, как налоговое бремя отражает уровень воздействия налоговой системы на конкретного налогоплательщика, а также экономику страны в целом. Он определяется как соотношение доходов, полученных за определенный период времени, и налогов, подлежащих к уплате за аналогичный период.

 

Величина налогового бремени зависит от двух факторов:

 

  • базы налогообложения;
  • размера налоговой ставки.

 

Исследователи еще в восемнадцатом веке доказали, что существует непосредственная взаимосвязь между налоговым бременем и количеством поступающих в бюджет средств.  Чем выше уровень первого показателя, тем ниже опускается величина второго, и наоборот. Эту тенденцию уже давно поняли на Западе, поэтому начиная с восьмидесятых годов, экономическая политика большинства стран предусматривает постепенное уменьшение налоговых ставок.

 

Как уменьшить налоговое бремя?

 

Нужно отметить, что большинство компаний стремится снизить уровень налогового бремени. Сделать это можно при помощи следующих методов:

 

  • использовать разнообразные льготы в области налогов;
  • уменьшить законным способом налогооблагаемые суммы (речь идет об увеличении уровня отчислений в фонды, средства которых не облагаются налогом (например, амортизационный фонд);
  • большинство стран применяет пониженные налоговые ставки для компаний, имеющих небольшой оборот;
  • в некоторых государствах на законодательном уровне материнская компания может выплачивать налог на прибыль корпорации за отдельную фирму, которая входит в ее состав (таким образом, удается снизить налогооблагаемую базу;
  • практически все страны практикуют применения системы, позволяющей организации покрыть свои убытки за счет прибыли, полученной за прошлые годы или той, которая только будет получена в будущем.

 

Что такое коэффициент эластичности налогов?

 

Налоговое бремяСовременная макроэкономика активно использует такой показатель, как коэффициент эластичности налогов. Он фиксирует уровень уменьшения налоговых поступлений в зависимости от определенного фактора. Так, если анализируемый фактор изменяется скорее, чем бюджетные поступления, то налоги считаются неэластичными. И наоборот, если сумма поступлений изменяется быстрее, чем определяющий фактор, то есть все основания утверждать, что налоги эластичны. Различают еще единичную эластичность, для которой характерно пропорциональное изменение налогов и контрольного фактора.

 

Поэтому при формировании налоговой системы необходимо учитывать эластичность налогов. Такой подход дает возможность определить оптимальные направления развития экономики. В результате утвержденная на государственном уровне налоговая система сможет эффективно решить задачу, связанную с получением максимального количества налоговых поступлений при определенном налоговом бремени. Или, наоборот, уменьшить налоговое бремя, сохранив при этом налоговые поступления на предыдущем уровне. 

       

  • налоговое бремя
  • формирование налоговой систнмы
  • коэффициент эластичности налогов
  • как уменьшить налоговое бремя
  • величина налогового бремени
X

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP