Давно хотел написать этот пост, т. к. неоднократно встречал высказывания о том, что биржа — это место сражения спекулянтов, быков и медведей, и по существу, торговля на товарных рынках часто рассматривается как бизнес с нулевой суммой, т. е. каждый раз, когда трейдер зарабатывает деньги, другой трейдер их теряет, находясь в противоположной позиции.
С одной стороны, все верно: чтобы ты получил деньги на рынке, необходимо, чтобы кто-то на противоположной стороне их тебе отдал. Так и происходит. Но не все так просто.
Существует такая категория участников рынка, как хеджеры. Это крупные коммерческие предприятия, глобальные корпорации и даже правительства отдельных стран (недавний резкий рост цен на нефть связывают с закрытием позиций по нефтяным фьючерсам Мексикой). Для них биржа — это удобное место для страхования рисков, влияющих на основной бизнес, где они зарабатывают прибыль. Для выполнения хеджирования, такая компания должна набирать позиции на фьючерсном рынке, чтобы как-то компенсировать свой риск в физическом товаре. Другими словами, их фьючерсные позиции не должны увеличивать их риски, иначе они не будут захеджированы.
Есть два вида хеджеров: производители и потребители, и их активность в разных направлениях на реальном рынке требует противоположной тактики в торговле фьючерсами.
Производители производят товар. Они хорошо знают особенности своего производства, себестоимость товара, и, наверное, знают также, сколько денег они могут получить за товар. Они знают, какое количество товара могут поставить, а также какой спрос существует на рынке. По возможности, они могут держать высокие цены на свой продукт, но здесь не все в их силах. Хеджируясь, они занимают короткие позиции во фьючерсах, с возможностью компенсации своих позиций реальными поставками, а не обратным выкупом.
Компании-производители основного сырья должны всегда быть в коротких фьючерсных позициях (в отличии от потребителей) в процессе хеджирования, так как это снижает их риск от падения цен на сырье. Таким образом, продавая фьючерсы, производители могут зафиксировать цены на свою продукцию.
Например, производитель зерна подвержен риску падения цены на зерно. Для управления этим риском, производитель зерна может принять решение о продаже контрактов на зерно в качестве инструмента хеджирования против падения цен на зерно. Производитель зерна не будет покупать контракты, поскольку это просто увеличит его риски при падении цен на зерно.
Что касается сельскохозяйственных товаров, то здесь достаточно легко определить производителя. Но как быть, рассматривая финансовые рынки и такие инструменты, как валютные фьючерсы? В этом случае, «производителем», например, канадских долларов будет компания, которая делает бизнес в Канаде. Она получает («производит») канадские доллары в результате продажи своих товаров в Канаде. Чтобы ограничить себя от изменения валютного курса, эта компания (являясь производителем) будет продавать («шортить») определенное количество фьючерсных контрактов на канадский доллар, которые торгуются на CME, тем самым фиксируя определенный обменный курс для полученных наличных канадских долларов. Благодаря полученному фиксированному обменному курсу, компания убирает риски изменений курса на валютном рынке, которые могут отрицательно сказаться на ее прибыли от товаров, реализуемых в Канаде. Кроме того, компания заранее не знает точно, сколько она получит в долларах США за свои товары, продаваемые в Канаде и будет учитывать все по текущему курсу, используя фьючерс для определения цен на свои товары и услуги в Канаде. Доходы, полученные в канадских долларах, затем будут переведены в доллары США по заранее установленному курсу, что возможно благодаря продажам фьючерсов на канадский доллар. Полученные средства в канадских долларах, могут использоваться также и для покрытия обязательств по короткой фьючерсной позиции. В итоге, компания получит доллары США по курсу, основанному на цене входа в короткие фьючерсные позиции.
По другую сторону стоят хеджеры-потребители, которые покупают товар в виде сырья. Эти участники рынка знают основы спроса и предложения и очень хорошо разбираются в цене. Они знают, сколько сырья им нужно, сколько нужно их конкурентам, и сколько они должны платить за это. Обычно, они покупают по очень хорошей для них цене, но могут продолжать покупать, даже если цены становятся выше. Это не значит, что они всегда «быки» на рынке. Они покупают фьючерсы для хеджирования своих покупок реальных (спотовых) сырьевых товаров.
Примером может служить авиакомпания, которая покупает энергетические фьючерсы, чтобы хеджировать свои потребности в топливе в будущем. Они могут быть агрессивными покупателями на фьючерсных рынках, если считают, что цены низкие и будут расти в будущем. Также они могут хеджировать более агрессивно, если есть текущие проблемы с поставками на спотовом рынке, и им нужно зафиксировать цену и обезопасить будущие поставки. В случае, когда спрос опережает предложение, цены контрактов на ближние месяцы поставки могут стать выше, чем на дальние (backwardation). Как правило, на рынке нормальной считается противоположная ситуация, когда учитываются расходы на хранение товара (т. е. contango).
Если хеджеры-потребители остро нуждается в сырье, они будут платить практически любую цену, чтобы получить то, что им нужно. Ни одна компания не хочет оказаться в такой ситуации. Таким образом, эти крупные потребители управляют своими закупками так, что они имеют достаточный запас сырья и платят в итоге меньшую цену.
Хеджеры не просто хеджируются по любой цене. Они имеют доступ к огромным объемам данных, относящихся к их сфере бизнеса и рынкам, с которыми они связаны. Они могут тщательно анализировать рынки и принимать хорошо просчитанные решения о том, когда именно хеджироваться, сколько контрактов приобрести, сколько они должны за это заплатить, и т. д.
Хеджеры не покупают или продают фьючерсы, чтобы получить прибыль (хотя и они тоже не хотят терять деньги). Они имеют реальные товары и им не обязательно закрывать все позиции так же, как спекулянтам. Они имеют возможность принять или осуществить поставку базового товара и могут сохранять убыточные позиции путем их переноса с одного контракта на другой. Спекулянты же, как правило, не переносят проигрышные позиции. Это важно понять, потому что это оказывает потенциальное влияние на рынок.
На идеально сбалансированном рынке, спрос и предложение на определенный товар будет находиться в равновесии. Предложение товара от производителей будет достаточно для удовлетворения спроса потребителей. Цены будут стабильными. Однако, в реальном мире рынок выходит из равновесия из-за перебоев в поставках и спросе, и цены становятся неустойчивыми, растут или падают в зависимости от рыночных условий.
Как только это движение цен начинается, приходят на рынок спекулянты, покупая или продавая в зависимости от воспринимаемого ими дисбаланса, который может вызвать дальнейший рост или падение цен. В конце концов, эта активность приводит рынок обратно в равновесие, потому что, либо цены будут расти и станут достаточно высокими, что вызовет дополнительное производство товара (таким образом, будет происходить уменьшение дефицита поставок), либо они упадут достаточно сильно и создадут дополнительный спрос или сокращение производства.
Трейдеры часто воспринимают рынок как единое целое — «РЫНОК». Однако, на самом деле, рынок – это результат совокупных действий всех его участников и каждого из них по отдельности. Важно понимать, что для компании из реального бизнеса, которая использует товарные рынки для хеджирования, потери от проигрышной позиции могут быть приемлемыми. На самом деле, хеджируясь, часто они и ожидают потери. Если цены растут, хеджеры-производители потеряют деньги на фьючерсах, но смогут с лихвой компенсировать эту разницу на спотовом рынке. Они могут и дальше терять на фьючерсах, когда тренд идет выше и выше, но они так поступают, потому что нуждаются в страховании, которое им дает хеджирование с использованием фьючерсных контрактов, а не потому, что они ищут возможность получить от тренда прибыль.
Трейдеры же оказываются по другую сторону и могут получить прибыль от тренда. Рынок может продолжить двигаться выше, и они могут продолжать получать прибыль, покупая на растущем рынке. Те, кто продают на восходящем тренде, являются крупными коммерческими предприятиями, как правило, производителями, которые рады продавать на растущем рынке, поскольку, как хеджеры, они блокируют свои потери в более высокой цене на реальный товар. Если рынок резко падает, они реализуют свои страховки, которые являются именно тем, что они стремятся получить в первую очередь. Так, на самом деле, это игра с нулевой суммой? Можно считать и так, но обе стороны могут быть вполне довольны результатом: спекулянт, который получил прибыль, и крупная компания, которая успешно захеджировалась.
Спекулянт, который участвует в торговле, фактически берет на себя риск того, от чего коммерческое предприятие пытается защититься путем хеджирования. В некотором смысле, то, чем на самом деле торгуют, является не только соевыми бобами, нефтью, золотом или другими товарами. В настоящее время предметом торговли является цена риска. Фьючерсные рынки первоначально были созданы для двух целей: позволить компаниям-потребителям защититься от роста цен в будущем путем фиксирования нынешней цены, и позволить производителям защититься от падения цен в будущем путем такого же фиксирования нынешней цены. В обоих случаях риск переходит к спекулянтам, как большим, так и маленьким, которые берут на себя риск в обмен на потенциальную возможность получить прибыль. Спекулянты обеспечивают ликвидность на рынке, что позволяет хеджерам защититься от неблагоприятных колебаний цен. Таким образом, цены на реальный товар поддерживаются или сохраняются стабильными в течение длительного времени, даже во время краткосрочных перебоев в поставках и спросе, которые могут заставить цены сильно колебаться, иногда в разы. Рынки не были созданы в первую очередь для того, чтобы дать людям возможность спекулировать. Да, спекулянты делают эту работу, но реальная функция заключается в предоставлении услуги по хеджированию коммерческим предприятиям. Но эта услуга не может существовать без спекулянтов. Спекулянты играют важную роль на рынке фьючерсов, принимая на себя риски от хеджеров. Спекулянт принимает на себя риск, который может быть весьма велик, в обмен на возможность получить прибыль на рынке.
Предвижу некоторые вопросы. Поэтому, заранее хочу разъяснить некоторые моменты.
Где найти информацию о позициях хеджеров и других участников рынка?
Такие данные содержатся в отчетах об обязательствах трейдеров (СОТ), которые составляются каждый вторник и публикуются каждые пятницу комиссией по торговле товарными фьючерсами США (Commodity Futures Trading Commission, CFTC) на сайте www.cftc.gov
CFTC, которая курирует всю торговую деятельность на фьючерсном рынке США, требует, чтобы все американские клиринги, а также брокеры, которое берут заказы на покупку или продажу фьючерсных контрактов, опционов на фьючерсы, равно, как и зарубежные брокеры, ежедневно отчитывались обо всех открытых позициях, соответствующих или превышающих определенные уровни, установленные положениями CFTC. Уровни отчетности варьируются от рынка к рынку, и могут меняться время от времени. В среднем, текущие уровни охватывают примерно от 70 до 90 процентов от общего открытого интереса на каждом рынке. CFTC собирает и сортирует данные по рынкам, на которых 20 и более трейдеров, держат позиции, равные или превышающие ее уровень отчетности.
Данные COT, представленные в еженедельном отчете, по существу, являются моментальным снимком всех участников рынка, позиции которых соответствуют или превышают в количественном выражении определенные лимиты на конкретном рынке. Позиции тех, которые не соответствуют или не превышают определенные уровни отчетности, также присутствуют в данных СОТ, но они не разделены на категории. Все позиции, которые соответствуют или превышают лимиты отчетности на каждом рынке, зафиксированы и разделены по типам участников рынка. Есть два различных типа участников рынка и три категории, которые отображаются в отчете. Существует 2 типа основных игроков: хеджеры (commercials) и спекулянты (noncommercials) и 3основные категории участников рынка: хеджеры (commercials), спекулянты(noncommercials) и неподотчетные трейдеры (nonreportables). Позиции группы неподотчетных трейдеров (nonreportable) никак не отсортированы.
Сразу достаточно сложно разобраться в такого рода сырой информации, но она важна для понимания баланса сил на рынке. Как правило, экстремальные позиции крупных участников рынков, особенно хеджеров, появляются близко к точкам разворота основных трендов и являются сильным опережающим индикатором.
Графические нетто-позиции участников рынка и их изменения также можно найти на сайтах некоторых американских фьючерсных брокеров, таких, например, как Dorman (www.dormantrading.com).
Я торгую внутри дня и для меня такая информация не представляет интереса.
Согласен! Для внутридневной торговли, возможно, и не обязательно знать о глобальном положении сил на рынке. Это более полезно для среднесрочных и долгосрочных трейдеров. Но быть готовым к возможному резкому изменению цены, думаю, стоит.
Я торгую на российском рынке и американские фьючерсы меня никак не волнуют, и движения на моем рынке никак от них не зависят.
Еще как зависят! Взять ту же нефть. Разве изменение цен на нее не будет оказывать влияние на российский фондовый рынок?
Глобальные компании хеджируют свои риски по всему миру. Я знаю точно, что компания Samsung довольно долго удерживала старые рублевые цены на свои товары при выросшем курсе благодаря тому, что грамотно захеджировала свои валютные риски. Как могли повлиять действия таких крупных компаний на курс рубля, думаю, сможете ответить себе сами.
Вадим Толстик, трейдер клуба Financier