Четыре года в рамках Генеральной ассамблеи ООН продолжается работа переговорной группы, целью которой является выработка правил международного контроля автономных оружейных систем. В прессе этот предмет получил название «проблема роботов-убийц».
Обсуждение будущего автономного оружия идет слишком медленно, и это вызывает обеспокоенность, ведь «войны роботов» могут стать реальностью совсем скоро. По мнению ряда экспертов, наблюдающих за работой ООН в Нью-Йорке, существует множество препятствий, мешающих утвердить конвенцию об эффективном запрете применения автономного оружия, между тем, некоторые системы такого типа уже в процессе развертывания. Как отмечает Кристоф Хейнс, представитель комитета ООН по вопросу внесудебных казней: «в данный момент есть серьезная опасность того, что процесс застопорится. В создание этих технологий вложены гигантские деньги, и инвесторы хотели бы получить отдачу.
Если не удастся добиться четкого запрета на использование любых автономных оружейных систем, однажды джинн может вырваться на свободу, и тогда будет очень сложно загнать его обратно».
По словам наблюдателей, США и Великобритания требуют смягчить формулировки, добиваясь запрета только будущих разработок в области боевых роботов. В этом случае, любые автономные оружейные системы, введенные в строй до подписания конвенции, окажутся вполне легальными. «Китайская делегация хотела обсуждать как существующие, так и перспективные решения в сфере автономного оружия, но представители Великобритании и США настаивают на том, что речь может идти лишь о запрете новых разработок в данной сфере», - поясняет Ноэль Шарки, профессор Шеффилдского Университета. Н. Шарки - эксперт в области робототехники и искусственного интеллекта, один из основателей Международного комитета за контроль над роботизированным оружием.
США и Великобритания опасаются, что в случае принятия строгих формулировок запрета придется отказаться от некоторых действующих систем оборонительных вооружений. Речь о зенитных системах, развернутых с применением новейших решений в области автоматизации, таких как «Железный Купол» или «Фаланга».
Трудно сказать, сколько ещё времени займут переговоры по данной конвенции. Факт состоит в том, что множество систем автономных вооружений находятся в разработке сейчас, совсем скоро они могут быть развернуты и начать применяться. По мнению Ноэля Шарки, этот сценарий становится всё более вероятным. Известно, что беспилотный реактивный истребитель X49B проходит испытания, обсуждаются проекты создания целых флотилий роботизированных боевых кораблей. Эти новейшие разновидности военной техники могут быть введены в строй буквально завтра.
Как утверждают эксперты, на сегодня в мире нет полностью автономных систем вооружений, но некоторые полу-автоматические решения активно развиваются и находят применение в войсках. Например, южнокорейский робот-часовой SGR-1, который патрулирует границу с Северной Кореей. Эта «умная» боевая машина способна обнаруживать нарушителей на расстоянии трех километров при помощи датчиков тепла и света. SGR-1 вооружен пулеметом и его действия контролируются оператором, однако, робот способен принять решение о стрельбе по живой цели самостоятельно. Израиль размещает автоматизированные пулеметы на вышках вдоль границы с Сектором Газа, эти устройства могут открывать огонь на поражение без участия человека.
Беспилотный истребитель Taranis, созданный в Великобритании, справляется со всеми задачами боевого самолета, он оснащен электроникой, которая должна самостоятельно идентифицировать цель. Если верить отзыву одного из правительственных чиновников: «Taranis почти не нуждается в управлении со стороны оператора». В сообществе ученых и инженеров, близко знакомых с проблемой «роботов-убийц», нарастает тревога. В июле этого года около 1000 видных специалистов, работающих над проектами в области искусственного интеллекта, опубликовали открытое письмо с призывом ускорить утверждение конвенции о запрете автономного оружия. Как говорится в тексте письма, роботизированные разновидности наступательных вооружений могут привести к увеличению числа человеческих потерь.
По мнению Ноэля Шарки, идея делегировать право на убийство машине несет в себе огромный риск. Руководители всех международных гуманитарных организаций согласны с тем, что боевые роботы не способны соблюдать законы войны. Не известно, смогут ли роботы-солдаты различать гражданские и военные объекты. Как известно, на рассмотрении правительств некоторых стран находятся проекты создания массовых разновидностей автономных оружейных систем, речь идет о целых полчищах вооруженных роботов.
На сегодня только пять стран поддержали запрет автономного оружия в полной мере. Делегации таких стран, как США, Франция и Великобритания, настаивают на том, что в распоряжении людей всегда будет оставаться «существенный контроль» за действиями робота на поле боя. Многие не согласны с этим оптимистичным мнением.
Поскольку правительства нескольких стран не готовы подписаться под текстом новой конвенции, существует возможность введения частичного запрета, который поддержит часть промышленно-развитых государств, как это произошло в случае кассетных бомб. Проблема в том, что тогда вне действия запрета окажется ряд крупных производителей оружия.