Дифференциальные затраты – это деловой термин, который описывает разницу в стоимости реализации двух взаимоисключающих управленческих решений. Дифференциальные затраты – важный фактор процесса принятия решений в организациях, которые стремятся усовершенствовать свою бизнес-модель. Это понятие тесно связано с предельными издержками и может быть применено к постоянным или переменным тратам предприятия. Значимость дифференциальных затрат (как и дифференциального дохода) высока – именно этот показатель позволяет руководителю делать выводы о том, насколько эффективным оказалось его решение.
Дифференциальные издержки: особенности исследования
Процесс принятия управленческих решений обязательно предполагает наличие минимум двух альтернатив. Потенциальные затраты и выгоды при реализации каждого из вариантов должны быть определены и сравнены – на основе сопоставления выносится решение руководителя. Дифференциальные затраты при сопоставлении альтернатив могут быть положительными или отрицательными, но сам по себе этот показатель не даст менеджеру информации – руководитель должен анализировать его вместе с дифференциальным доходом.
Рассмотрим такой пример: компания решила реорганизовать внутреннюю систему маркетинга, отойдя от радиорекламы и сделав акцент на ТВ-рекламе. Из-за увеличения издержек недельный бюджет на рекламу будет увеличен на 100 долларов США – это и будут дифференциальные затраты. Если компания станет получать на 110 долларов США больше в неделю (это дифференциальный доход), можно признать, что управленческое решение о реорганизации системы маркетинга оказалось эффективным.
Какими бывают дифференциальные издержки?
Есть два вида издержек, которые относятся к дифференциальным:
- Альтернативные издержки (Opportunity cost) – это выгода, которую руководитель упустил вследствие того, что принял ошибочное управленческое решение. Величина упущенной выгоды определяется разницей между доходами, которые дали самая лучшая из альтернатив и вариант, предпочтенный руководителем. Этот термин был введен австрийским ученым Ф. фон Визером в 1914 году.
- Невозвратные издержки (Sunk cost) – это издержки, которые предприниматель понес в прошлом и которые в будущем уже не окупятся. Такие расходы не должны учитываться в процессе принятия управленческих решений, потому как не имеют никакого отношения к настоящим альтернативам.