АВТОВАЗ – один из лидеров автомобильной промышленности России. Производственные мощности компании расположены в Тольятти и Ижевске. Технические возможности АВТОВАЗа предусматривают выпуск до одного миллиона автомобилей и автокомплектов в год. В настоящее время на АВТОВАЗе работает около 56 тысяч человек. Продукция АВТОВАЗа - легковые автомобили массового спроса.
АВТОВАЗ считается локомотивом российского автомобилестроения. Именно эта компания является представителем России в сегменте легковых автомобилей в низшем ценовом диапазоне. Однако главной проблемой компании является острая конкуренция со стороны как западных, так и восточных автогигантов. Низкое качество и относительно высокие цены на продукцию сильно пошатнули позиции компании даже на российском рынке.
Согласно представленному отчету компании о результатах деятельности за девять месяцев 2015 года падение продаж автомобилей на 28% до 203 тысяч штук увеличило показатель чистого убытка 9,5 млрд. рублей, что на 86% больше аналогичного показателя предыдущего года. Уровень просроченной задолженности компании вплотную приблизился к 10%, тогда как годом ранее он не превышал 1%. Выручка от реализации продукции упала 88 млрд. рублей до 68 млрд., что составляет более 20%. Показатель операционного убытка компании составил 14,5 млрд. рублей, что на 45% выше прошлогоднего показателя. Чистый долг компании достиг отметки в 85 млрд. рублей, при это отмечается ухудшение показателя рентабельности компании на 2,5%, до -5,5%.
Данные показатели не внушают оптимизма у инвесторов, но стоит понимать, что сжимается весь российской рынок, т.к. покупательная способность населения значительно сокращается, а возможность приобретения автомобиля в кредит является достаточно сомнительной, учитывая уровень процентных ставок по кредитам.
Руководство компании понимает данные проблемы и одним из решений является директивное уменьшение различных премий и пособий для руководящего состава. Только за второй квартал размер премий для 11 человек, входящих в правление компании, составил 1,2 млн. рублей, против 30 млн. в первом квартале. Затраты компании на зарплату и премии членам правления за 9 месяцев 2015 года снизились на 20,8% и составили почти 270 млн. рублей. Приход Бу Андерссона на пост президента компании был связан с необходимым реформированием как самого АВТОВАЗа, так и фирменной продукции. Только за 2014 год было уволено более 14 тысяч человек, что составляет пятую часть от всего штата компании. Однако именно благодаря Андерссону был дан ход принципиально новой Lada Vesta, которая по мнению руководства должна вернуть утраченные позиции.
Однако запуск новой модели состоялся недавно, поэтому говорить о каких-то итогах пока рано. Самой главной проблемой для АВТОВАЗа является корейский автопром, который уже значительно потеснил компанию в своем ценовом сегменте, т.к. именно с ним придется конкурировать новой Lada Vesta. Только за первые девять месяцев продажи российских авто упали более чем на 25%, тогда корейцы просели всего на 13%. Причем действовать придется в условиях сжимающего рынка, который с начала года уменьшился на треть.