Крупнейший пенсионный фонд опубликовал данные о своем квартальном убытке от инвестиций размером в $64 млрд.
Стоимость активов под управлением Японского государственного фонда пенсионных инвестиций (GPIF) составляла во II квартале 2015 года 135.1 трлн. йен ($1.1 трлн.) и снизилась на 5.6%, то есть на 7.9 трлн. йен. Этот спад является крупнейшим со времен апрельского кризиса 2008 года. Этот колоссальные убыток составили подешевевшие “домашние” и зарубежные активы фонда, а также внешний долг. Ситуацию усугубляет то, что японские гособлигации, которыми владеет фонд, принесли ему всего лишь 302 млрд. йен прибыли.
Это первый серьезный удар с момента удвоения Японским государственным фондом пенсионных инвестиций своих активов и избавления от немалой части своих долгов в прошлом октябре. Сложившаяся ситуация ясно демонстрирует рискованность внезапных убытков для компаний, проводящих слишком агрессивную инвестиционную политику. Тем временем, руководящий состав фонда пытается оправдаться в глазах общественности и утверждает, что приобретение большего количества акций, а также усиление инвестирования в зарубежные активы являются лучшим подходом.
“Краткосрочный рынок приводит к прибылям и убыткам, но в течение 14 лет с тех пор как мы начали заниматься инвестициями, есть тенденция к росту. Не стоит оценивать результаты в краткосрочной перспективе, поскольку оценка долгосрочных тенденций куда важнее",- так на пресс-конференции в Токио прокомментировал ситуацию член совета Японского государственного фонда пенсионных инвестиций Хируки Митсуиши.
По утверждению Митсуиши, на 30 сентября 39% активов GPIF составляли японские гособлигации и 21% - акции японских компаний. Для сравнения, 3 месяца назад эти показатели составляли 38% и 23% соответственно. К концу сентября 22% инвестиций фонда составляли акции иностранных компаний и 14% - иностранные бонды. Их общее проседание и вызвало столь драматические потери в короткие сроки.
Японские активы GPIF подешевели на 13%; то же самое произошло и с индексом Topix фонда. Отчасти это произошло из-за девальвации китайского юаня в сочетании с массовой истерией рынков по поводу вероятного повышения Федеральным резервом США процентных ставок. В результате этого зарубежные активы фонда упали на 11%.
Чтобы успокоить публику, Митсуиши заявил, что у фонда при необходимости есть возможность хеджировать связанные с иностранными активами риски. Тем не менее, он уклоняется от ответа на вопрос о том, запустил ли уже GPIF этот процесс и, если нет, то планируется ли он вообще.
Японские бонды
Несмотря на укрепление йены на 2.2%, прибыль с долгового инвестирования фонда в последнем квартале упала на 1.3% .
Японский государственный фонд пенсионных инвестиций не публиковал отчетов о своем финансовом положении уже с марта 2014 года. В последний отчет была включена прибыль с портфеля госбондов, который финансировал программу кредитования, запущенную GPIF с 2008 года. Без учета этого дохода спад стал бы еще более драматичным, и сравниться с ним мог бы лишь обвал показателей в кризис 2008 года и связанный с террористическими атаками 11 сентября 2001 года коллапс финансовых рынков.
28 октября управляющий суверенным Норвежским независимым фондом благосостояния заявил, что в 3-ем квартале его показатели упали на 4.9%.
Инвестиционный совет Канадского пенсионного плана (CPPIB) за тот же период вырос на 1.6%. Причиной роста стало объявление президентом организации Марком Вайзманом диверсификации кредитов. 51% портфеля фонда хранилось в общественных и закрытых акциях, 29% - в бумагах с фиксированным доходом, и около 20% - в недвижимости и инфраструктурных инвестициях. Ограниченное инвестирование зарубежные активы и гособлигации помогло CPPIB избежать неприятной ситуации, в которой оказался GPIF.