С понедельника в России ужесточат правила обмена валют

Банк России в четверг, 24 декабря 2015 года, принял решение об ужесточении правил валютно-обменных операций. Т.н. «обменники» больше не смогут менять валюту по одному лишь паспорту – отныне все операции по обмену валюты (не важно с рублей на доллары или с долларов на рубли) в наличной денежной форме можно будет совершить при предъявлении дополнительных документов, а также при условии заполнения анкетных данных клиента. Это правило будет распространятся на все операции свыше 15000 рублей в эквиваленте и в силу они вступают уже с понедельника, 28 декабря. И тут наверное многие запаниковали – неужели ЦБ все-таки вводит контроль за движением капитала? И неужели теперь в России будет свой черный рынок валюты, как, например, сейчас в Венесуэле? Я постарался более детально разобраться в ситуации и дать свое экспертное заключение.

 

Начну с того, что, на мой взгляд, данную меру уже давно надо было применить по отношению к валютно-обменным операциям в наличной денежной форме, и тому есть несколько причин. Первое – наличный оборот денежных средств в стране практически никак не контролируется вообще никем. Это создает благодатную основу для развития коррупции и различных схем мошенничества. Второе – поскольку оборот наличной валюты также никак не контролируется и не регулируется, у ЦБ нет точных данных для анализа денежных потоков в стране, соответственно без этих данных регулятор уже не может принимать точное решение по денежно-кредитной политике. В результате, это приводит к тем ошибкам, которые наблюдались в декабре 2014 года, хотя, безусловно, этот фактор является далеко не самом важным при определении основных параметров политики ЦБ, но тем не менее, это также является одним из элементов влияния. Третье – наличный обмен часто используется для того, чтобы избежать налогооблажения, либо чтобы легализовать доходы, полученные незаконным путем. Проще говоря – «обменники» часто оказывают услуги мошенникам, что в результате наносит ущерб экономике в целом и в частности в бюджетной сфере, которая и так сейчас находится в крайне сложном положении из-за резкого падения нефтегазовых доходов. Попросту говоря, это «прачечные» для отмывания денег.

 

Теперь по поводу того, что мол ужесточение правил обмена наличной валюты влечет за собой возникновение черного рынка и приведет рано или поздно к еще одному обвалу курса рубля. Еще раз повторюсь – данная мера не направлена на ущемление прав организаций или граждан, а является чисто техническим элементом для контроля над обменно-валютными операциями. Хотя да, конечно, эта инициатива также частично направлена и на то, чтобы сдерживать спрос на валюту со стороны, главным образом, физических лиц. Тем не менее, я думаю если кому надо обменяться, то заполнить анкету (если таковую вообще потребуется заполнять) особого труда не составит. Вообще на теме черного рынка валюты стоит остановиться немного подробнее. Для начала я напомню, что у каждой экономики (именно экономики) есть такая категория, как валютный баланс. Складывается он исходя из имеющейся ликвидности в иностранной валюте в финансовой системе страны и существующего спроса на валюту со стороны населения и предприятий.

 

Спрос на иностранную валюту 

По данным ЦБ, на конец ноября 2015 года в России внутренний спрос на валюту составляет в моменте до 20 млрд. долларов, в то время как размер одних только валютных депозитов в банковской системе составляет до 80 млрд. долларов. Всего же имеющейся валютной ликвидности с избытком хватает и для того, чтобы стабильно оплачивать весь импорт, и для оплаты внешнего долга экономики (который, к слову, к концу года сократился примерно до 500 млрд. долларов), и для внутреннего спроса на валюту. Исходя из данных платежного баланса, за январь-июнь 2015 года счет текущих операций превысил 44.5 млрд. долларов, что более чем в раза больше, чем за аналогичный период даже докризисного 2013 года. Это означает, что валюты в стране только за первое полугодие стало на 44.5 млрд. долларов больше, в то время как внутренний спрос на валюту со стороны предприятий и населения не превышает 40 млрд. долларов в год. То есть по правилам платежного баланса, национальная валюта должна по идее укрепляться, и собственно благодаря столь сильным показателям рубль и не показывает резкую девальвацию, несмотря на очередной виток обвала нефтяных котировок, наблюдаемый в последние 2 квартала.

 

Курс рубля и валютное РЕПО

Впрочем я немного отвлекся… Все эти данные указывают на то, что запасов валютной ликвидности более чем достаточно для удовлетворения потребностей на всех уровнях экономики и финансовой системы – начиная от наличных валютно-обменных операций, и заканчивая международными транзакциями с одновременной конвертацией валют. В таких условиях ожидать возникновения черного или даже теневого внутреннего валютного рынка не приходится. Поэтому особой нужды вводить какие-то ограничения или обязательные условия для обмена валюты со стороны ЦБ в этом плане нет. Если говорить проще, то подобная мера регулятора доставит больше хлопот непосредственно обменным пунктам и банкам, которые занимаются валютно-обменными операциями. Для обычных же граждан никаких существенных изменений в принципе не произойдет.

 

Чистая международная инвестиционная позиция России

Также вряд ли такая мера связана с необходимостью поддержки курса рубля. Несмотря на то, что нефть вот уже как месяц держится на уровне ниже 40 долларов за баррель, а рубль торгуется на годовых минимумах, тем не менее основным ориентиром для ЦБ является все же инфляция, которая в целом остается стабильной (недельный рост цен на превышает 0.2%). Да и факторов как таковых, чтобы регулятору пришлось вмешиваться в ситуацию на внутреннем валютном рынке, нет. В декабре 2014 года действительно были такие процессы, а именно – ажиотажный спрос на импортные товары, резкий рост внутреннего спроса на иностранную валюту (тогда некоторые особо жадные банки и обменные пункты даже предлагали скупать доллары по 100-120 рублей, и причем население тогда все равно шло в обменник, а возле самих обменников скопились огромные очереди) и аномальная высокая волатильность курса национальной валюты (в те дни волатильность рубля в 4-6% за сутки уже воспринималось рынком как вполне обычное явление).

 

Спрос населения на иностранную валюту

При этом, в том же декабре 2014 года по внешнему долгу российским банкам и компаниям нужно было заплатить свыше 35 млрд. долларов, тогда как в текущем декабре – менее 20 млрд. Я бы даже больше того сказал – сейчас Банку России вообще нет никакой необходимости принимать меры для поддержки рубля. В некотором смысле дальнейшая девальвация национальной валюты должна наоборот помочь простимулировать экономику. На это, в частности, указывает и динамика золотовалютных резервов – с начала года объем ЗВР регулятора практически не изменился (на 21 декабря составил почти 370 млрд. долларов), несмотря на то что курс рубля снизился почти на 10%, а нефть рухнула на 25%.

 

Подведу итог всего вышесказанного. Еще раз – ужесточение правил обмена наличной валюты на внутреннем рынке для физических и юридических лиц никак не направлено на ограничение движений капитала или на валютно-обменные операции (для этого попросту нет никаких причин). Данная мера является скорее технической, чтобы было проще контролировать потоки капиталов в том смысле, чтобы можно было выявлять мошеннические схемы вывода капитала или легилизации незаконно нажитых доходов. Кроме того, из-за крайней непрозрачности операций по обмену валюты, вероятны также схемы финансирования терроризма или международной преступности, что и вынуждает ЦБ идти на такие меры. Поэтому если кто увидит, что какой-то обменник или банк потребует кроме паспорта заполнить какую-то анкету или дополнительные документы, сломя голову нестись на обменные пункты за иностранной валютой не нужно.

  • валюта
  • валютный рынок
  • мошенничество
  • Банк России
  • ЦБ
  • обмен валюты
  • обменники
  • черный рынок валюты
  • коррупция
  • ограничения валютного обмена
X

Похожие публикации

Комментарии (7)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP