Россия на сегодняшний день является крупнейшей нефтедобывающей страной в мире (если точнее, то делит первое место с Саудовской Аравией). Объем добычи нефти на сегодняшний день достигает 11 млн. баррелей в сутки, при этом запасов «черного золота» хватит лет на 40 минимум даже при доказанном уровне разведанных запасов. Запасы газа и вовсе крупнейшие в мире и превышают 40 трлн. кубометров, и при нынешних объемах потребления этого хватит лет на 80. Несмотря на это, в стране начинают весьма активно развиваться такие виды энергетики, как солнечная, ветряная и пр. Одним словом – Россия активно вкладывает в развитие альтернативной энергии. Напрашивается закономерный вопрос – зачем? Ведь в стране и традиционных энергетических товаров лет на 100 хватит даже если не разрабатывать никаких новых месторождений. Я постарался проанализировать ситуацию в энергетическом секторе и понять, насколько вообще в принципе могут быть перспективны подобные виды энергии.
Начну с того, что очень немногие страны могут себе позволить развитие, а тем более использование альтернативной энергии, поскольку ее себестоимость крайне высока и даже сейчас, несмотря на все инновации, превышает традиционные виды энергии в 6-7 раз (а по нынешним ценам на нефть более чем в 10 раз). Кроме того, для освоения подобной энергетики нужны колоссальные инвестиции. Так, стоимость строительства одной солнечной электростанции мощностью не более 50 МВт составляет более 50 млн. долларов, в то время как, например, для строительства одной ТЭС нужно не более 500 млн. долларов и мощность ее будет примерно в 50-60 раз большей. То есть, чтобы солнечные электростанции генерировали хотя бы 1 ГВт электрической мощности необходимо инвестировать порядка 2 млрд. долларов, а между тем потребности, например, Германии в электроэнергии составляют до 180 ГВт. То есть чтобы перевести всю генерацию электроэнергии на солнечные электростанции необходимо вложить более 350 млрд. долларов, и при этом ежегодно из-за этого эффективность промышленности в стране будет снижаться, так как альтернативная электроэнергия, как я уже писал выше, крайне дорогая. Так зачем же вообще заниматься развитием такой энергетики?
Все дело в том, что на сегодняшний день альтернативная энергетика, а в особенности самовозобновляемая (которая не потребляет энергетического сырья), - это самое инновационное направление всей мировой энергетической отрасли в целом. Все прекрасно понимают, что в будущем – на горизонте 20-25 лет – нефть и газ будут вытесняться именно этим видом электроэнергии. Многие страны уже сейчас имеют солидные генерирующие мощности альтернативных энергостанций – в той же Германии СЭС уже вырабатывают порядка трети всей электроэнергии, а это порядка 60 ГВт. Понятно, что пока такой вид энергии доступен только развитым странам, которые могут себе позволить тратить большие деньги на энергетику, увеличивая конкурентоспособность своих экономик за счет других составляющих. Тем не менее, в перспективе себестоимость альтернативной энергии будет снижаться, и это сделает более привлекательным и доступным те же солнечные электростанции. В результате, даже развивающиеся и относительно бедные страны смогут себе позволить инвестировать деньги в разработку альтернативной энергии – собственно, Китай уже строит СЭС мощностью 1.1 ГВт, и это уже сопоставимо с тем, что генерирует, например, ГЭС или тепловые станции.
Более того, в перспективе альтернативная энергия будет и вовсе полностью вытеснять традиционные углеводороды с мирового рынка. Так, небезызвестная американская компания Tesla Motors (TSLA) вот уже как больше 10 лет вполне успешно производит электромобили. Пока что, правда, финансовые результаты деятельности особо не радуют – в частности, в 2014 финансовом году чистый убыток вырос до 675 млн. долларов. Тем не менее, темпы роста бизнеса очень впечатляют. Так, выручка за тот же период достигла 3.8 млрд. долларов, тогда как еще в 2012 году общий доход едва превышал 400 млн. долларов. То есть выручка компании всего за 3 года взлетела почти в 10 раз. Но самое главное – растут и продажи самих электромобилей. Один только Tesla уже продает до 50 тыс. электромобилей в год, а всего же на мировом рынке в 2015 году, по различным оценкам, было реализовано более 480 тыс. транспортных средств с электромоторами. Конечно, эта доля еще крайне мала в сравнение с общемировыми продажами более привычных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, да и стоимость электромобилей на порядок выше. Однако прогресс, как известно, не стоит на месте и рано или поздно преимущества и постепенное снижение цены на электромобили будет вытеснять бензиновые и дизельные моторы.
Кроме того, активно развивается и сегмент ветряных электростанций. Мощность их генерации значительно более высокая – всего в мире ВЭС имеют суммарно порядка 300 ГВт, и этой мощности в принципе будет вполне достаточно, чтобы обеспечить электроэнергией весь Евросоюз или СНГ. Что примечательно – наиболее крупные ВЭС находятся не в развитых, а в развивающихся странах. Крупнейшая из ныне существующих ветряных электростанций находится в китайском городе Цзюцюань – ее мощность составляет почти 8 ГВт, и это сравнимо с мощностями крупным атомных или гидроэлектростанций, и в планах у китайского руководства увеличить общие генерирующие мощности ВЭС в стране до 20 ГВт к 2020 году. Среди наиболее крупных ВЭС можно также выделить две индийские ветряные установки – в Каньякумари мощностью 1.5 ГВт и в Джацсалмере мощностью свыше 1 ГВт.
Всего же, общие инвестиции в мировой сектор альтернативной энергии составили в 2015 году по оценкам свыше 300 млрд. долларов, и это сопоставимо с инвестициями в нефтяной отрасли. При этом развитие нетрадиционных видов энергии происходит куда более быстрыми темпами, чем классических – так, общий объем инвестиций в эту сферу со времен окончания мирового экономического кризиса в 2008-2009 гг. вырос примерно в 2 раза, а суммарные мощности увеличились более чем в 2 раза и на сегодняшний день превышают 730 ГВт. Это составляет почти четверть всего мирового энергобаланса. При этом, что примечательно, крупнейшей страной производителем ВИЭ (без учета ГЭС) является Китай, который в 2015 году сгенерировал более 110 ГВт мощности. И даже резкое падение цен на традиционные энергоносители в 2014-2015 гг. (в первую очередь на нефть и газ) не остановили развитие зеленой энергетики.
Поэтому если Россия не будет следовать в тренде инновационного развития, то есть риск безнадежно отстать от ведущих стран мира, и это касается не только энергетики. Понятно, что все равно очень большая часть российской энергетики будет оставаться на традиционных энергоносителях – нефти, газе и угле. Однако если не заниматься развитием альтернативной энергетики сейчас, то рано или поздно энергетическая отрасль в стране безнадежно отстанет от ведущих стран, и построить конкурентоспособную экономику в этом случае будет уже крайне сложно. Поэтому так или иначе, но вложения в альтернативную энергетику в России будут совершаться. И в принципе на сегодняшний день некоторые результаты уже можно наблюдать. Так, общая мощность ВИЭ (разумеется без учета ГЭС) на сегодняшний день в нашей стране уже превышает 2.1 ГВт. При этом инвестиции составляет более 200 млрд. рублей. Но пока что это все капля в море – доля ВИЭ в российском энергобалансе составляет пока менее 1%, и наполеоновских планов у руководства нет: до 2020 года планируется ввести лишь 6 ГВт мощностей, что доведет долю ВИЭ лишь до 2.5%, тогда как в мировом энергобалансе эта цифра к этому времени будет уже превышать 30%.
Поэтому совершенно очевидно, что чтобы не отстать от мировых лидеров в сфере энергетики, России придется совершить качественный рывок в развитии ВИЭ. Это означает, что необходимо убирать преференции нефтегазового сектора при определении экономической политики. По-моему уже всем абсолютно ясно, что российские нефтегазовые компании пользуются привилегированным положением в стране по сравнению с любой другой отраслью. В связи с этим, экономика и зависит от конъюнктуры цен на нефть, хотя вроде бы по структуре ВВП Россия далеко не нефтегазовая страна (общая доля сектора в ВВП не превышает и 20%). Кстати, тоже для сравнения – общая сумма инвестиций в основной капитал в 2015 году в России составила примерно 22 трлн. рублей (по моим собственным оценкам), из них на нефтегазовый сектор пришлось до 12 трлн. рублей, или 55%. И это в то время, когда цены на нефть рухнули более чем в 3 раза, а многие эксперты энергетического сектора предвещают скорый конец эпохи «черного золота» в мире.
На мой взгляд, в нынешней ситуации такое положение дел никак не является приемлемым. Без создания условий для прорывного развития альтернативной энергетики, российская промышленность будет оставаться по уровню развития в 20-м веке еще очень долго. Я считаю, что определенные позитивные тенденции наблюдать в целом уже можно, однако все это пока что только первые ростки. Во многих странах уже появляются не просто какие-то отдельные электростанции на ВИЭ, а целые компании, которые зарабатывают исключительно на зеленой энергии. В США, например, к таковым можно отнести производителя СЭС First Solar (FSLR), выручка которого уже превышает 3.6 млрд. долларов, в Китае – Suntech, в Германии – SolarWorld и т.д. При этом на сегодняшний день структура потребления ВИЭ такова, что в основном ее применяют крупные компании для собственных нужд. Например, крупнейшим в мире потребителем солнечной энергии является американский гигант Apple – за счет СЭС электроэнергией обеспечиваются все дата-центры яблочного гиганта. В России же среди относительно крупных производителей какого-либо оборудования для ВИЭ можно выделить ГК «Энергия солнца», выручка которой не превышает 3 млрд. рублей. У остальных компаний примерно те же показатели.
В конце позволю себе сделать небольшой вывод. Чтобы Россия действительно качественно могла модернизировать свою экономику, надо создавать инновации, и в первую очередь это касается ключевой отрасли промышленности, а именно – энергетики. И добиться каких-то прорывов в сфере ВИЭ можно и не отказываясь от развития нефтегазового сектора, скорее наоборот – сами нефтегазовые компании могут стать драйвером роста альтернативной энергетики в стране. Например, во Франции крупнейший нефтяной концерн Total в последние годы делает ставку именно на альтернативную энергетику. И я считаю, что подобный опыт вполне был бы применим и в нынешней российской действительности.