За последние 4 года в России прошло множество крупных спортивных соревнований. В 2013 году в Казани прошла всемирная Универсиада, в том же году проводился чемпионат мира по легкой атлетике в Москве, а главным событием последних 25 лет стала Олимпиада 2014 года в Сочи. Тем не менее, экономическая эффективность от этих мероприятий оказалась крайне низкой – так, общие расходы властей на одну только сочинскую Олимпиаду составили (по официальным данным Олимпстроя) свыше 1.5 трлн. рублей, в то время как эффект для бюджета не превысил и 100 млрд. рублей. А возможно ли вообще от крупных спортивных мероприятий получить выгоду для экономики?
На самом деле все зависит от того, как именно расходуются выделенные деньги. Например, если для строительства объектов отбирались компании с сомнительной репутацией, имеющие оффшорные счета, либо вовсе это были иностранные компании, то никакого экономического эффекта или дополнительных поступлений в бюджет это не даст. По большей части, все эти средства будут либо разворовываться, либо уходить за границу, и в дальнейшем вкладываться в экономику не будут. Иными словами – если затраты не идут на строительство долгосрочных инфраструктурных объектов, которые и в дальнейшем позволят генерировать хотя бы минимальный доход, и если эти объекты не будут строить частные национальные компании, никакого положительного эффекта ожидать не приходится.
Если посчитать расходы на сочинскую Олимпиаду, то они оказались рекордными за всю историю и даже превысили расходы на Олимпиаду 2008 года в Пекине. При этом, свыше 70% затрат (опять же по официальным данным) приходится на средства инвесторов. Однако если приглядеться, то получается, что без учета государственных компаний и ведомств эта цифра составляет менее 30%, а если не учесть структуры олигархов, приближенных к власти (например, Виктора Вексельберга) то непосредственно на частных инвесторов и вовсе приходится где-то около 3.5% всего финансирования.
При этом понятно, что, например, деньги РЖД или Газпрома – по сути тоже бюджетные, и что прозрачность операций с ними крайне сомнительная. В результате, вместо положительного экономического эффекта и роста бюджетных поступлений сочинская Олимпиада принесла лишь одни убытки государственной казне, а большая часть денег просто ушла за границу. А ведь если даже примерно оценивать, то 1.5 трлн. рублей - сумма огромная, она составляет до 2% от ВВП за 2014 год. То есть если бы эти средства были эффективно израсходованы, то экономический составил бы примерно 2% в течение 1-2 лет, но в результате в 2014 году экономика выросла всего на 0.6%, а 2015 год и вовсе оказался кризисным.
Другой пример – чемпионат мира по футболу 2014 года в Бразилии. Общие затраты оказались рекордными за всю историю проведения подобных мероприятий и превысили 14 млрд. долларов (для сравнения – в куда более экономически развитой Германии расходы на ЧМ-2006 по футболу составили всего 6 млрд. долларов). Эта сумма составляет около 0.6% от ВВП. Однако вместо того, чтобы получить какую-то выгоду, экономика страны скатилась в глубокую рецессию, а национальная валюта (бразильский реал) обвалилась до исторического минимума к доллару. Общий же доход от проведения мероприятия составил лишь около 4 млрд. долларов. Здесь причины все те же – коррупция, неэффективность расходования выделенных средств, отсутствие частных компаний в реализации проектов.
Другой пример – летние Олимпийские игры 2012 года в Лондоне. Там конечные затраты также превысили первоначально заявленные во много раз – прямые расходы составили 12 млрд. фунтов (около 19 млрд. долларов по курсу того времени), а с учетом непрямых расходов общая цифра составляет 24 млрд. фунтов. При этом власти страны оценивают прямые доходы от проведения игр более чем в 15 млрд. долларов, что покрывает большую часть расходов. И хотя многие эксперты тогда раскритиковали эти оценки и указали на гораздо менее радужные результаты, как бы то ни было, большинство этих затрат действительно были освоены частными национальными компаниями, а их эффективность на порядок выше, чем это было в России или Бразилии. На это указывает состояние дел в экономике страны – если в год проведения Олимпиады ВВП Великобритании вырос всего на 0.7%, то уже в 2013 году рост превысил 1.5%, а в 2014 году достиг 2.5%.
Все это ясно указывают, что крупные спортивные (и не только) мероприятия могут и должны принести пользу экономике страны. Однако расходы на их проведение должны быть очень грамотными и эффективными, а участвовать в строительстве запланированных объектов должны в первую очередь национальные частные компании, которые в дальнейшем эти средства будут реинвестировать непосредственно в экономику. Кроме того, сами объекты должны давать экономическую выгоду в долгосрочной перспективе. Вывод из всего этого однозначен – расходы должны быть более эффективными и адресными, тогда и экономический эффект будет.