На данных отчета за полный 2015 год акция деловой социальной сети LinkedIn обвалилась. В результате мощнейшего движения на премаркете и во время торгов компания лишилась 43.6% капитализации за один только день. Если посмотреть на график акции ниже, то может показаться, что в бумаге просто произошел сплит два к одному. Но к сожалению, это не так - график показывает реальное изменение цены, и что произошло с социальной сетью в конце недели.
Насколько выдающимся был рост Facebook на результатах отчета (полный отчет), настолько выдающимся стал обвал (в данном случае слово очень точно описывает ситуацию) в LinkedIn. А еще в конце прошлого года компания показывала какие-то перспективы и развернулась от $170 до $260. Но, видимо, не судьба остальным социальным сетям зарабатывать и быть успешными, эта привилегия остается за Facebook. Поэтому LNKD отправляется вниз вслед за TWTR после публикации отчета за Q4 2015:
- Рост дохода составил 34% в годовом отношении и достиг $862 млн, превысив ожидания аналитиков на $4.3 млн.
- Годовой рост дохода за полный 2015 составил 35% и равен $2.991 млн.
- Прибыль на акцию разводненная сокрушила ожидания аналитиков в $0.78 и составила $0.94 на акцию. Годом ранее этот показатель был равен лишь $0.61, означает что рост составил 54%. За полный год EPS составила $2.84 против $2.02 в 2014 году, что составляет 40.5% прирост. Но это данные не по общепринятой системе бухгалтерского учета (non-GAAP), которые компании используют для инвесторов, а не для официального отчета. И которые исключают, например, негативное влияние курсовых разниц или разовые прибыли, не связанные с постоянной операционной деятельностью.
Если посмотреть на данные по GAAP, то здесь совсем другая картина.
- Чистый убыток за четверть составил $8 млн, а за 2015 год компания потеряла $166 млн. Что в распределении на акцию составило $-0.06 убытка за четверть и $-1.29 за полный год. Сравнивая с 2014, можно увидеть EPS за четверть $0.02 и убыток на акцию $-0.13.
Итак, компания не смотря на все достижения по доходу и росту абонентов несет убытки. Интересно сравнить динамику роста числа абонентов LinkedIn на конец каждой четверти с динамикой количества активных ежемесячных пользователей Facebook. Показатели, конечно, различаются, но все же, данные в млн. Слева LinkedIn, справа Facebook.
Но показатель социальной сети деловых контактов отображает полное количество зарегистрированных пользователей. Если обратить внимание на количество уникальных (усредненное за 2 месяца) и просмотров профилей участников (количество просмотров за весь период четверти), то картина уменьшается на один порядок. Данные в млн.
Далее сравнение динамики роста дохода LinkedIn и Facebook, в млн долларов. Слева на графике LinkedIn отображена кривая роста в процентах.
Именно в этой кривой дохода и кроется ключ к тому, что мы наблюдали в пятницу. Восходящая динамика дохода постепенно снижается, тогда как у Facebook не только продолжает смотреть вверх, но и увеличивает угол наклона. Таким образом пришло время рассмотреть гайденс на 2016 год, предоставленный компанией:
- Доход ожидается в диапазоне $3.6 - $3.65 млрд, а non-GAAP прибыль на акцию от $3.05 до $3.20. При этом о чистой прибыли по GAAP не говорится. Аналитики ожидали услышать прогноз на уровне $3.91 млрд и $3.67 на акцию.
Это означает, что впечатляющий рост дохода за 2015 год на 35% сменится скромным 21% прибавлением. Более того, блестящий 40.5% рост прибыли на акцию (non-GAAP), который был в 2015-ом году упадет в 2016-ом до смешных для данной индустрии 7-13%. Одного замедление роста дохода было достаточно, а к этому прибавилось еще более удручающее замедление роста прибыли (и то посчитанной по non-GAAP).
Если напрямую сравнить FB с LNKD, то первая соцсеть за 2015 год на примерно $6 млрд дохода имеет $2.56 млрд чистой прибыли, а вторая на почти $3 млрд дохода имеет убыток в $166 млн – все показатели по GAAP.
Далее, один Facebook получил за 2015 год операционную прибыль (non-GAAP) более $6 млрд, а это больше совокупных доходов Twitter и LinkedIn вместе взятых за 2015 год, к тому же сгенерировавших чистые убытки.
После такого удручающего проигрыша в прямом сравнении финансовых показателях, нелишне будет обратить на гайденсы трех социальных сетей на 2016 год.
Даже не применяя арифметических подсчетов можно увидеть, что LinkedIn ожидает увидеть наименьший рост дохода. Таким образом, даже учитывая обвальное падение акции в пятницу на 43.6% считать акцию подешевевшей настолько, что ее можно было бы подбирать нельзя. Об этом говорит ее гайденс и прямое сравнение с конкурентами Facebook и Twitter.
Сравнение графиков четырех компаний социальных сетей Facebook, Twitter, LinkedIn и Yelp. По всем показателем в выигрыше остается только Facebook.