Нефть. Формальный восходящий тренд сохраняется. Несмотря на полуторанедельное снижение. Которое к тому же в пятницу 17/06 было заметно отыграно вверх. Обосновывать строго фундаментальными причинами поведение цены на актив, который за полтора года снизился в четыре раза, а затем за полтора квартала вырос в два – спорная логика. Но его можно хотя бы отчасти прогнозировать категориями спекулятивного спроса и предложения. Так вот, спекулянты пока, в большинстве, не готовы поверить в устойчивость роста нефти. И в ходе этого роста, похоже, открыли большое количество коротких позиций. Этот тезис подтверждается резкостью начала и, видимо, пятничного завершения последней коррекции. Участники готовы любое снижение воспринимать как ценовой разворот и потому активно включаются в продажи, что заставляет цену стремительно корректироваться. Но корректируется она недолго, потому что продавать-то особо нечего. А любая короткая позиция – это будущая покупка. Складывается впечатление, что этих отложенных покупок на рынке нефти избыточно много. И это основной драйвер роста нефти. Так что цели роста выше 50 долларов за баррель Brent – вполне вероятная перспектива июня.
Российские акции. Остаюсь приверженцем идеи, что российский рынок акций, если измерять его в долларах, по индексу РТС, в начале текущего года сменил долгосрочную падающую тенденцию 2011-2015 годов на новую, тоже долгосрочную, растущую. С марта 2011 по январь 2016 РТС снизился с 2140 п. до 600, в 3,5 раза. И уже неплохо подрос, до 910 п., на 50% от минимумов. Однако этот рост стоит принимать как компенсацию избыточной перепроданности. А потенциал повышения здесь, во-первых, велик (справедливая оценка индекса – никак не ниже 1 500 п.), во-вторых, будет реализовываться постепенно, в течение и нынешнего, и 2-3 ближайших лет. Экономика России в 2014-2015 гг. впервые с 1998-го оказалась в структурном кризисе. Но началась и ее отраслевая перестройка. Да, она болезненна, кризис сделал большинство из нас объективно и существенно беднее. Но это и есть нижняя точка нового восходящего цикла как в самой экономике, так и на фондовом рынке. Базовый финансовый коэффициент стоимости наших акций – Р/Е – вряд ли, в среднем, выше 5. В то время как нормальное его значение – 10-15. И даже более. В общем, расти есть куда (не без коррекций, очевидно). Покупайте акции, если хотите сохранить и приумножить в нынешнее нелегкое время.
Рубль. Сценарий сходен с мыслями относительно отечественных акций. Рубль недооценен и продолжает оставаться в растущем тренде. Вернемся на 2 года назад. Именно тогда был задан импульс к обвалу российской валюты. В итоге, под давлением санкций и схлопывания сырьевых цен к январю 2016-го рубль просел, в частности, к доллару в 2,5 раза. И пока укрепился от своих минимальных январских значений чуть более чем на 20%. Полагаю, что впереди у рубля вполне реальные возможности укрепиться еще на 10-15%, возможно, и на 20%. Т.е. прийти к 58-50 р. Разница в процентных ставках слишком в пользу рубля: ключевая ставка ФРС – 0,5%, ЕЦБ – 0%, ставка Банка России – 10,5% годовых. Депозитная политика коммерческих банков в этом смысле соответствует приведенному дисбалансу: у Вас охотно возьмут рубли под 10%+/-, и доллары – примерно под 0%. Долларов в финансовой системе РФ слишком много, а платежным средством внутри нашей страны они могут служить лишь отчасти. Скорее, это товарный или инвестиционный запас. Не приносящий на данный момент выгоды от его держания. А растущая нефть вынуждает этот запас увеличивать. Полагаю, в течение месяца-двух мы столкнемся с быстрым и драматичным снижением доллара и евро к рублю. Повторю цели – 58-50 рублей за доллар.
Золото. Интересная возможность заработать на его снижении. Вновь краткий экскурс в прошлое. С 2002 по 2011 год золото выросло с 250 до 1900 с лишним долларов за унцию. В 8 раз! И с тех пор уже почти 5 лет не покидает медвежьего тренда. Потеряв в его ходе на сей момент примерно 600 долларов за унцию. Но последние полгода для золота очень удачны: это подъем с 1050 до 1300. Крайне не похоже на то, чтобы этот подъем переломил уже названную медвежью тенденцию. На мой взгляд, мы получили сильный отскок в рамках этой тенденции. Не более. В начале июня неоднократно звучала информация о том, что фонд Джорджа Сороса скупает золото. Отнесу эту информацию к подтверждению своего тезиса о скором возобновлении снижения. Почему? Мои многолетние наблюдения за высказываниями самого Сороса и информационными вбросами о действиях его фонда с завидным постоянством укладываются в одну и ту же схему: мы слышим о том, что этот инвестор что-то покупает в преддверии серьезного снижения этого чего-то, либо продает – в преддверии роста. Потому что, оперируя миллиардами долларов открыть спекулятивную позицию можно только в режиме полной конфиденциальности. Иначе к этой позиции постараются пристроиться посторонние, ухудшая цену входа. Как раз информация о покупке или продаже появляется тогда, когда пришло время эту покупку/продажу ликвидировать. Подобная информация отчасти формирует пул розничных контрагентов для успешного закрытия такой спекулятивной позиции. Не забудем и про себестоимость производства золота – 700-1100 долл. за унцию. Так что 1000 – весьма реальная летняя цель.
Андрей Хохрин - Директор по продажам ОАО «ИК «Ай Ти Инвест»