Хотя каждый инвестор должен торговать и поэтому может называться трейдером, собственно трейдеры, с технической точки зрения, не делают инвестиций. По выражению Бенджамина Грэма, отца-основателя концепции ценностного инвестирования, инвестиция должна обеспечивать "безопасность основного капитала и адекватную доходность". Инвесторы принимают информированные решения после тщательного анализа фундаментальной информации о бизнесе компании. С другой стороны, трейдеры пользуются техническим анализом, чтобы совершать сделки, которые рассчитаны на получение прибыли за счет краткосрочной рыночной волатильности.
В начале 2000-х очень много людей стремилось на финансовый рынок. Они собирали все свои свободные средства, чтобы открыть торговый счет и начать активно торговать, зарабатывая себе на жизнь прямо из дома. В тот период массового увлечения фондовым рынком и пузыря недвижимости было сложно потерять деньги. Но этот "золотой век" как пришел, так и ушел. 2007 год принес глобальную рецессию и, как следствие, усиление регулирования финансовых рынков. Высокочастотная торговля, реализуемая с помощью компьютеров, использующих невероятно сложные алгоритмы, в настоящее время дает от 50% до 70% объема торговли в любой конкретный день.
Трейдеры могут терять крупные суммы за один день, надеясь, что их прибыль со временем компенсирует убытки. Кроме того, они сталкиваются с повышенными операционными расходами и жесткой конкуренцией со стороны суперкомпьютеров. Хотя в целом обстоятельства складываются против них, некоторые трейдеры обладают достаточным умом, смелостью и капиталом, чтобы воспользоваться своим шансом.
Пол Тюдор Джонс (Paul Tudor Jones)
Пол Тюдор Джонс, основатель Tudor Investment Corporation - хедж-фонда стоимостью $12 млрд, заработал свое состояние на сделках в шорт во время обвала фондового рынка в 1987 году. Он сумел предсказать умножающий эффект, который вызовет портфельное страхование в условиях медвежьего рынка. Портфельное страхование - это популярный инструмент управления рисками, который предполагает покупку опционов Пут на индексы для снижения риска портфеля. Таким образом, в условиях медвежьего рынка все больше и больше инвесторов начинают использовать опционы Пут, что еще больше обрушивает рынок. Джонс хорошо заработал в "черный понедельник" 1987 года, когда за счет шортовых позиций ему удалось утроить свой капитал. Его состояние сегодня оценивается приблизительно в $3.6 млрд, и он продолжает управлять своим хедж-фондом.
Джордж Сорос (George Soros)
Джорджа Сороса многие считают самым известным трейдером в истории этого бизнеса. Он получил прозвище "человек, победивший банк Англии". В 1992 году Сорос заработал примерно $1 млрд, поставив на то, что британский фунт обесценится. В то время фунт входил в ERM, европейский механизм образования курсов валют, который был предназначен для поддержания курсов входивших в него валют в рамках заданных параметров с целью повышения системной финансовой стабильности. С помощью своих партнеров из хедж-фонда Quantum Investment Fund, Сорос заметил, что фунт не является фундаментально сильным в достаточной степени, чтобы оставаться в ERM, и открыл соответствующую позицию в шорт на сумму $10 млрд. В настоящий момент, состояние Сороса оценивается приблизительно в $19 млрд.
Джон Полсон (John Paulson)
Многие считают, что Джон Полсон совершил лучшую сделку всех времен, когда в 2007 году заработал свое состояние на продажах в шорт на рынке недвижимости через рынок обеспеченных облигаций. В 1994 году он основал Paulson & Co. и был относительно мало известен на Уолл-стрит, пока в 2007 не начался финансовый кризис. За счет предсказания пузыря на рынке недвижимости, фонд Полсона заработал в 2007 году $15 млрд, а он сам положил в карман $3.7 млрд. Такая огромная прибыль в трудные времена для мировой экономики привлекла в то время к Полсону пристальное внимание федерального правительства США. Сегодня Паулсон продолжает управлять своей компанией Paulson & Co., его состояние оценивается приблизительно в $11 млрд.
Вывод
Джоунс, Сорос и Паулсон - всех их объединяет одно: свои самые прибыльные сделки они совершали в шорт с использованием заемного капитала. Конфликт интересов очевиден. У трейдеров есть все стимулы зарабатывать на несбалансированности финансовых рынков, зачастую - за счет всех других игроков. Кроме того, их действия направлены на продолжение и обострение исходного дисбаланса, иногда - до полного и всеобщего обвала рынка. Должны ли у трейдеров быть такие возможности? Это - вопрос к регулирующим и законодательным органам.