Аналитический департамент United Traders начинает вводный курс по правилам анализа финансовой отчётности.
Меня часто просят рассказать о том, как я анализирую компании Nyse и Nasdaq. В одном посте вряд ли можно всё это уместить, но в этом деле главное - начать. Попробуем начать так же, как CFA Institute, - с выработки алгоритма финансового анализа.
Главная цель финансового анализа - выяснить, может ли компания быть прибыльной, выполнять обязательства и привлекать дополнительное финансирование.
Первое базовое уравнение финансового анализа: Активы = Обязательства + Акционерный капитал. У владельца фирмы есть права на активы за вычетом обязательств.
Финансовая позиция компании бывает долгосрочной и краткосрочной. Первая называется платёжеспособностью, и вторая - ликвидностью. Анализируется и то и другое не само по себе, а в сравнении с отраслью.
Второе базовое уравнение финансового анализа: Доходы - расходы = Чистая прибыль или Чистый убыток.
Выручка минус
себестоимость (куда включается амортизация) =
валовая прибыль.
Валовая прибыль минус
операционные расходы =
операционная прибыль, она же прибыль до процентов и налогов (EBIT).
EBIT минус проценты = доналоговая прибыль (pre-tax earnings).
Доналоговая прибыль минус
подоходный налог =
чистая прибыль, или net income.
Анализ финансовой отчетности: важные моменты
Ряд налогов включается в себестоимость. Например,
налог на землю и имущество.
Налог на добавленную стоимость относится на расходы. Но когда говорят о EBIT, то под Т имеется в виду налог на прибыль компаний.
Чистая прибыль после вычета финансового результата, приходящегося на долю миноритариев, бывает и выше, и ниже. Например, Фольксваген владеет 72% Скании, поэтому на его счёт можно отнести лишь 72% её убытка. Остальные 28% берут на себя миноритарии.
В конце отчёта о прибыли и убытках показывается базовый и разводнённый доход на акцию. Базовый доход – это чистая прибыль, делённая на среднее количество акций за период (на начало периода плюс на конец периода, и сумму поделить на два). Разводнённый доход – это прибыль на количество акций, которое гипотетически возникает, если выполняются опционы на приобретение акций и если все конвертируемые
облигации переводятся в акции.
Анализ финансовой отчетности: основные источники информации
По отчёту о прибыли и убытке можно узнать, с чем связана
рентабельность или убыточность компании: с количеством проданного товара или с его ценой, а также посмотреть доходность по сегментам. Бывает интересно также изучить её в сравнении с другими участниками рынка.
Отчёт о других общих доходах включает в себя информацию о: разнице по валютным курсам, о прибыли и убытке по торгуемым и некоторым другим активам, а также об отложенных налоговых расходах. Эти другие доходы не влияют на чистую прибыль.
В
отчёте об акционерном капитале два основных пункта – это внесённый уставной капитал и нераспределённая прибыль, которая реинвестируется, а не выплачивается в виде дивидендов.
В
отчёте о движении денежных средств все потоки наличности делятся на связанные с операционной, инвестиционной или финансовой деятельностью. Сумма всех потоков с влиянием валютных курсов образует чистый денежный поток. Метод составления такого отчёта может быть прямым, когда смотрят на денежные поступления и расходы по статьям, и косвенным, когда к чистой прибыли или убытку прибавляют неденежные статьи.
Важные элементы отчётности -
примечания и комментарии менеджмента. В примечаниях компания обязана раскрывать тренды и существенные события, влияющие на результаты деятельности. Там освещаются среди прочего влияние инфляции на будущие результаты компании, а также планируемые
капитальные вложения и не показанные на балансе обязательства.
Кроме того желательно читать пресс-релизы компании, расшифровку конференц-коллов и пресс-конференций менеджмента. Можно также съездить в офис компании.
Анализ финансовой отчетности: алгоритм
Общая схема анализа: 1) Понять цель и задачи анализа, 2) Собрать информацию, 3) Обработать информацию, в том числе с помощью вычисления всевозможных коэффициентов и составления прогнозов, 4) Интерпретировать обработанную информацию в контексте сектора, отрасли, макроэкономики, а также исторических данных по акциям компании, 5) Понять, покупать акцию или продавать.
Задавайте вопросы.