Мы хотим проанализировать две компании WOOF и NEOG. Прирост выручки, составлявший 23% в 2011 году, был равен только 6,6% в 2012-м и 12,8% в 2013-м. Исходя из динамики (7... 13...), можем оценить увеличение выручки в 2014-м в 18%. Можно также предположить, что себестоимость от выручки, сократившаяся до 47,2%, вероятно, поднимется до прошлогоднего уровня 49,8%. Правильно ли это? Метод дисконтированных денежных потоков говорит об обратном.
DCF-модель
Наши клиенты неоднократно спрашивали о методах расчёта стоимости предприятия. Алгоритм анализа отчётности (внимание: квартальной!) на основе метода дисконтированных потоков можно представить так:
- Заходим на Яху Финанс и ищем свою компанию.
- Копипастим её Income Statement в Microsoft Excel. Проходим по вкладке Competitors.
- Находим конкурента, видим его отчёт о прибыли и убытках.
- В экселе должна получиться таблица следующего вида:
- Строим отчёт о прибыли в процентах от выручки:
- Вычисляем средние темпы роста.
- Копируем из балансового отчёта изменение оборотного капитала (текущие активы минус оборотные обязательства) и из отчёта о движении денежных средств - амортизацию.
- Считаем свободный денежный поток.
- Определяем ставку дисконтирования. Дивидендная доходность (0%) + органический рост (12,5% рост выручки) + безрисковая ставка (2,7%).
- Вычисляем дисконтированный поток на акцию по обеим компаниям.
- Сравниваем компании по мультипликаторам: насколько текущая цена отличается от денежного потока на акцию. Выясняем, какая компания недооценена.
После этого мы смотрим на восприятие инвесторов, которое формируется самой компанией. Например, по мнению менеджмента WOOF, выручка в 2014 финансовом году составит 1,9-1,925 млрд доллара при прибыли на акцию 1,77-1,87 доллара.
DCF и действительность
По методу дисконтированных потоков, у нас получается 1,74 млрд выручки, так что делаем вывод о том, что менеджмент видит новые стимулы для роста компании, помимо уже имеющихся. Возможно улучшение показателей, например, за счёт погодного фактора. Также имеет смысл обратить внимание на структуру выручки. Например, в сегменте больниц для животных, на которые приходится основная часть продаж, рост на 4,1% в год. В то же время выручка от лаборатории, составляющая 19% от продаж, повышается по 6,2% в год. Динамика выручки по регионам имеет значение, но его не следует преувеличивать. Дочерние компании NEOG хорошо растут: Neogen Europe +22%, Мексика +31%, Бразилия +31%. Но этот рост достигается за счёт низкой базы сравнения. Стоит изучить и выручку по продуктам внутри одной графы, и графу "другие доходы". У WOOF на неё приходится 6% от выручки. Это включает в себя медтехнологии и VetStreet/Think Pets. В последнем квартале можно было наблюдать повышение выручки от Sound Eklin, снижение от VetStreet. У NEOG было 30%-ное падение продаж диагностики микотоксина за счёт уменьшения токсичности в зерне в США и Европе. При построении модели надо найти цены на эти товары и умножить на прикидочные численные продаж. Кроме того немаловажное значение имеют единовременные факторы и иногда миноритарный интерес, которые у рассматриваемых компаний не выявлены. Несколько усложняя алгоритм, можно добавить, что анализировать отчётность лучше по сумме последних 4-х кварталов. Хотя бы потому, что скользящие средние дают больше информации, чем квартал, на который может слишком сильно влиять сезон. К тому же квартальная ставка дисконтирования - это не просто годовая, делённая на четыре. И всё же, информации из открытых баз типа Яху Финанс вполне достаточно для того, чтобы быстро проанализировать компанию по предложенному алгоритму.