Аукционная торговля и основные способы ее проведения
Многие люди знают аукционы, как посреднические структуры, где в качестве лотов предлагаются самые различные товары. Аукционная торговля организовывается лишь изредка, когда набирается необходимый для проведения торгов товар. При этом сами торги открыты для всех желающих. Подобные мероприятия проводятся и сегодня, но мы рассмотрим данный вопрос немного в другом разрезе - применительно к фондовой бирже, где аукционная торговля также пользуется популярностью. На сегодня можно выделить два основных варианта аукционов на фондовой бирже – простой и двойной. У каждого из них есть свои подвиды. Если спрос или предложение незначительный, тогда достаточно проведения простого аукциона, который организовывается продавцом или покупателем. Простой аукцион продавца. Организация такого аукциона необходима в том случае, когда продавцов ценных бумаг недостаточно, а покупателей, наоборот, слишком много. Сами торги происходят довольно просто. Сначала свои заявки выставляют продавцы (при этом выставляется минимальная цена, по которой они готовы отдать свои ценные бумаги). Специальные котировочные бюллетени с этой информацией раздаются потенциальным покупателям. В принципе, уровень стартовой цены не имеет значения, ведь стоимость все равно определяется во время торгов. Так, шаг за шагом, «отсеиваются лишние» покупатели, пока не остается один, готовый выложить максимальную сумму за определенный актив. Простой аукцион покупателя. Здесь все происходит в похожей манере, но только покупатель ищет продавца, готового продать актив по минимальной цене. Популярностью пользуются также аукционы «втемную» (заочные аукционы), когда продавец заявляет о продаже определенного числа ценных бумаг и выставляет определенный лимит времени. Покупатели активно подают заявки с ценами. Инвестор ничего не знает о количестве таких заявок и предлагаемой стоимости. После обработки результатов принимается решение по оптимальной цене, а ценные бумаги получает тот инвестор, который предложил лучшие для продавца финансовые условия. Если рынок отличается своей «глубиной и шириной», то простого аукциона будет недостаточно. В этом случае лучший вариант – двойной аукцион. Что это значит? В роли конкурентов выступают покупатели и продавцы. Если посмотреть на развитые страны, то в них наибольшей популярностью пользуются как раз двойные опционы. Их основное отличие в том, что заявки на сделки с ценными бумагами подаются одновременно. При этом в заявках сразу проставляется желаемый объем и цена. Организаторы, в свою очередь, должны удовлетворить запросы всех клиентов. Что касается залпового аукциона, то он не пользуется большой популярностью. Чаще всего в нем возникает необходимость, когда между показателями цен покупателя и продавца есть существенный разрыв – так называемый «спрэд». В этом случае происходит накопление заявок в течение какого-то времени. После этого все они обрабатываются и реализуются. Чем выше ликвидность рынка, тем быстрее удовлетворяются заявки. Если рынок не отличается ликвидностью, то ждать исполнения заявки приходится очень долго. Хотелось бы отметить, что в залповом аукционе стоимость одна для всех участников. Частые «залпы» говорят о наличии активного спроса и предложения на определенные активы, о повышенной ликвидности рынка. При желании, у участников всегда есть возможность перейти к непрерывному аукциону, когда цены на покупку и продажу активов выставляются одновременно. На сегодня можно выделить три основных вида непрерывных аукционов:- с применением электронных табло, где указываются самые выгодные пары цен;
- с применением книги заказов, в которую вносятся так называемые устные заявки. Брокеры их принимают, а клерки – исполняют;
>- при участии толпы. В этом случае трейдеры находятся вокруг клерка, который объявляется поступившие активы. В свою очередь трейдеры выкрикивают котировки для поиска контрагента. Сделки могут заключаться по различным ценам и с несколькими продавцами.