Apple (AAPL) еще при Стиве Джобсе стал легендой. Всего за 4 года (с 2006 по 2010 гг.) эта компания из относительно средней даже для высокотехнологичного сектора компании стала крупнейшим мировым гигантам по рыночной капитализации, потеснив таких эмитентов, как Exxom Mobil (XOM), JP Morgan (JPM) и Microsoft (MSFT). И все благодаря одному единственному продукту и гению маркетинга Стива Джобса.
В первую очередь отметим, что Apple изначально не занималась производством телефонов или иной мобильной потребительской электроники. Это компания, которая создала первый в мире персональный компьютер для коммерческих целей – случилось это еще в далеком 1976 году. Вплоть до 2006 года ее главным продуктов и были ПК на операционной системе Macintosh.
Однако затем случился второй приход Джобса – с 2006 года он успел заметить потенциал в развитии мобильных технологий, после чего сначала на рынке появился iPod – нечто среднее между mp3-плеером и гаджетом. Затем, в 2007 в коммерческую продажу поступило, пожалуй, главное детище Джобса, который устроил настоящую революцию на рынке мобильных устройств – iPhone.
Кстати стоит отметить, что тогда еще рынок мобильных устройств в США и мире в целом был довольно небольшим, хотя и быстрорастущим, а первенство на нем держала финская Nokia (NOK). И тем не менее, успех этого продукта был бы невозможен без гениального маркетинга Джобса. После каждой его презентации нового iPhone или iPad продажи били рекорд за рекордом. В результате, за 5 лет существования (с 2007 по 2012 гг.) один только iPhone принес Apple прибыль более чем в 150 млрд. долларов.
И по сей день iPhone остается главным продуктом компании, на который приходится свыше 65% выручки. Также компания неплохо выбрала момент для запуска направления планшетного бизнес – ежегодная выручка от продажи iPad составляет до 15 млрд. долларов.
В результате, на сегодняшний день рыночная стоимость яблочного гиганта превышает 680 млрд. долларов – это больше, чем капитализация всего российского фондового рынка. При этом основным мультипликаторам компании (P/E, P/Book, EV/EBITDA и др.) могли бы позавидовать даже сырьевые компании, поскольку по ним есть огромный потенциал для дальнейшего роста акций.
Фундаментальные показатели также впечатляют. За прошедший финансовый год, окончившийся в сентябре, выручка яблочного гиганта выросла на 25% до более чем 180 млрд. долларов, чистая прибыль подскочила до 39.5 млрд. долларов, а чистая рентабельность превышает 20%. Более того, активы компании превышают совокупные обязательства почти в 5 раз. Кстати любопытный факт – у Apple больше ликвидных резервов, чем у американского правительства (100 млрд. долларов против 80 млрд.).
При этом рынок смартфонов продолжает расти. В 2014 году мировые продажи таких устройств по прогнозам участников рынка могут вырасти на 30% и достичь 1.2 млрд. штук. При этом пока что большая доля остается у Samsung (SSNLF) с долей примерно в 28%.
Однако главное преимущество этого рынка – в многогранности. Например, выручка Apple от сервиса AppStore в 2014 году, вероятнее всего, превысит 2.5 млрд. долларов. Таким образом, ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе рисков существенного падения доходов от потери актуальности основного продукта нет. В результате, акции Apple по-прежнему остаются привлекательными для инвестиций.