Бизнес-план – это программа по осуществлению различных бизнес-операций, программа действий какой-то конкретной фирмы, содержащая все сведения о фирме, выпускаемом товаре, его производстве, всех рынках сбыта, организации операций. При запуске любого бизнеса наличие такого плана обязательно, это помогает лучше понимать собственные цели, и, конечно же, привлекать деньги.
Бизнес-план – это документ, который позволяет управлять бизнесом, это своего рода неотделимый элемент стратегического планирования. Точное руководство для исполнения и с возможностью контроля. Его содержание краткое, четкое и понятное, описывающее, бизнес, который предполагается построить. Он рассматривает огромное количество всевозможных ситуаций, при этом позволяет смоделировать желаемый результат и направить на пути к его достижению, определить нужные направления.
Бизнес-план дает ответ инвестору, стоит ли вкладывать денежные средства в какой-то инвестиционный проект. А также он работает как источник информации для людей, которые непосредственно задействованы в этом проекте. Этот программный продукт вырабатывается в процессе бизнес-планирования.
Понятие бизнес-планирование – это определение и утверждения всех целей и путей их достижения, через разработанные программы действий, учитывая, что в процессе реализации они могут подвергаться коррекции, если будут меняться обстоятельства. Это беспрерывный процесс имеет цель привести деятельность какого-то конкретного предприятия в соответствии с условиями рынка.
Существуют такие виды планирования:
- Долгосрочные, несут в себе перспективу развития предприятия на срок более чем 5 лет.
- Среднесрочный план, это срок до 5 лет.
По показателям планы делят на:
- Количественные, они характеризуют объем всех продаж, приумножение дохода и уменьшение себестоимости.
- Качественные планы отображают такие аспекты: повышение престижа предприятия, повышение уровня образованности работников, охрана окружающей среды.
Классический бизнес-план развития содержит такие пункты:
- Производственная программа, включает план производства и реализации выпускаемой продукции.
- План повышения эффективности производства.
- План материально-технического обеспечения.
- План капитальных вложений.
- Финансовый план.
- План социального развития коллектива.
- План прибыли, издержек и рентабельности.
Перечень основных задач, которые решает бизнес-план
- Определяет и конкретизирует направления в деятельности какой-то фирмы.
- Обозначает целевые рынки и место данной фирмы на этих рынках.
- Формулирует краткосрочные и долговременные цели фирмы.
- Определяет стратегию и тактику.
- Определяет лиц, которые будут нести ответственность за реализацию стратегии.
- Оценивает производственные издержки.
- Выявляет соответствие кадров, условия мотивации их труда.
- Обозначает маркетинговые мероприятия для фирм направленные на изучение рынка, рекламы, каналов сбыта, ценообразования, стимулирование продаж.
- Оценивает финансовое положение. Определяет достаточно ли финансовых ресурсов для достижения намеченных целей.
- Предусматривает все возможные трудности, которые могут помешать на практике выполнять бизнес-план.
Помогает найти ответы на такие вопросы
- Какая продукция пользуется спросом на отечественном или зарубежном рынке.
- Будет ли меняться рыночный спрос.
- Какие нужны ресурсы для организации бизнес-проекта. И просчитывает объемы необходимых ресурсов.
- Как найти надежных поставщиков.
- Просчитывает издержки на организацию производства.
- Прогнозирует рыночную стоимость на данный продукт.
- Анализирует конкурентов.
- Распределяет доходы между всеми участниками конкретного бизнес-проекта.
- Прогнозирует эффективность производства, и предполагает, как можно повысить эти показатели.
Существуют определенные бизнес-планы, которые составляются под конкретные цели и по особым правилам.
Грубо, бизнес-планы делят на такие категории
- Внешнего использования: Для чего они пишутся?
1) Для привлечения денежных партнеров.
2) Для получения необходимых кредитов.
3) С целью продажи действующего бизнеса.
- Внутреннего использования. Такие бизнес-планы используют исключительно на постоянной основе, как инструмент управления. Их делят на три вида:
1) Управленческий бизнес-план, устанавливает цели и определяет стратегии. В основном применяется для управления ежедневной деятельностью для развития предприятий. Своего рода список конкретных действий менеджеру.
2) Бизнес-план проектов, готовят под конкретные проекты, которые требуют некоторых капиталовложений. В случае когда менеджменту предстоит принять решение, связанные с капитальными затратами.
3)Целевой бизнес-план, они составляются по необходимости. С помощью такого плана управленцу легче справиться с конкретной задачей.
Также бизнес-планы отличаются друг от друга в зависимости от объектов бизнеса для которых их составляют. Они разрабатываются в различных вариантах в зависимости от назначения.
Приблизительное содержание
Объем бизнес-плана, и его конкретизация по пунктам напрямую зависит от специфики и области деятельности.
- Краткая аннотация, описывающая видение проекта, что именно хотите сделать, и ваше преимущество перед конкурентами.
- Конкретные цели. Определяем и описы
ваем как планируется идти к этим целям. - Полное описание конкретной компании, включает в себя название предприятия, перечень соответствующих лицензий, указывается форма собственности. Важно указать юридическую структуру, адрес. Укажите новый это бизнес или расширение направления.
- Развернутый анализ отрасли, предположительные тенденции развития. Укажите сферу рынка.
- Маркетинг, один из самых важных разделов. Результатом разработки маркетинг-плана считают важный показатель для дальнейших проектировок. Краткое исследование рынка, на который будет направлен бизнес. Должна быть указана стратегия маркетинга, которая планируется проводиться, указать какие инструменты предполагается задействовать для достижения целей. Перспективы сбыта продукции, прогноз цен.
- Конкуренция, нелишним будет обозначить конкретных конкурентов и пояснить почему ваш товар лучше.
- Оценка риска. Способы снижения риска с учетом специфики данного бизнеса. Важно учесть допустимые и критические риски.
- Стратегии продаж продукта.
- Операционная деятельность.
- Технологический и организационный план.
- Персонал. Остановитесь на ключевых фигурах, кто будет управлять компанией. Допускается вложение резюме ключевых менеджеров. Должностные инструкции. Финансирование значимых консультантов. Системы стимулирования работников.
- Финансовая часть. В ней обязательно указывается баланс предприятия. План доходов и расходов за год. План ежеквартальных расчетов на два года вперед. А также источник капитала, для успешной деятельности предприятия.
- Социальная ответственность.
- Условия выхода из бизнеса.
- Сопроводительные документы, нелишним будет прикрепить рекомендательные письма, все учетные документы, договора аренды, кредитная история.
Классические ошибки при написании бизнес-плана
- Перенасыщение лишней и совершенно ненужной информацией. Стоит писать исключительно о сути бизнеса.
- Отсутствие определенных и четких бизнес-целей. При составлении плана, необходимо четко намечать цели, указывать реальные пути их достижения, фокусироваться на нужных сегментах рынка. Указывать необходимые технологии и инструменты для успешной реализации проекта.
- Специально раздувать финансовые показатели. Важно оперировать достоверными показателями, только в этом случае цифры ожидаемой доходности будут звучать убедительно.
- Недостаточно точный анализ рынка, указывает на то, что вы не разбираетесь в ситуации на рынке. Это может сразу же отпугнуть вероятного инвестора.
- Не стоит употреблять фразы типа «продукт прост в реализации» или «полностью отсутствует конкуренция». Всем и так понятно, что конкуренты в любом деле были, есть и будут всегда, а выход нового продукта никогда не был простым.
Грамотно составленный бизнес-план – это открытая дверь для инвестора, и гарантия успешного развития предприятия. Качественный документ требует ясного и профессионального ума и достаточного количества времени. Этот документ должен быть представлен в такой форме, которая позволяет заинтересованному лицу получить нужную информацию и определить степень участия в проекте.