Государственные антимонопольные органы

Государственные антимонопольные органы

 

Как известно, рыночная экономика существует за счёт конкуренции между предприятиями. А когда одно из них становится монополистом и подавляет всех своих противников, конкуренция исчезает и начинается безобразие. Фирма-монополист может накручивать цены как ей угодно, выпускать некачественную продукцию, технологически деградировать, и всё это ей сойдёт с рук, ибо некому вытеснить эту фирму с рынка. Поэтому с монополиями ведётся тщательная борьба. Для этого создаются государственные антимонопольные органы.

 

Презумпция вредности монополий

 

В США, например, монополии настолько не прижились, что их начали считать вредными по умолчанию, то есть исходить из принципа «презумпции вредности». Каждая монополия должна доказать властям, что в её деятельности будет польза для общества и страны, её деятельность могут разрешать. В Европе же были несколько иные способы борьбы с фирмами-самодержавцами. Как только стражи порядка замечают монополиста, его сразу, образно выражаясь, окружают частоколами, и начинают пристально за ним наблюдать. Как только обнаруживается, что монополист приносит больше вреда, чем пользы, государство в праве прекратить его деятельность или наложить штрафные санкции. Как правило, штрафы приходится платить баснословные. Вспомним компанию Microsoft, которой ежегодно приходится платить сотни миллионов долларов из-за разных нарушений (подробнее это будет описано в конце статьи).

 

Государственные антимонопольные органы

 

Выше упоминался этот термин. Так что же он означает? Здесь всё просто: это федеральный комитет, нацеленный на борьбу против монополий и обеспечение честной конкуренции на рынке, а также обеспечение равного доступа потребителей к товарам. Этот комитет также пресекает проявления нечестной конкуренции (демпинга цен, например).

 

Что такое монополии и откуда они берутся

 

Фирма-монополист или хозяйствующий субъект – предприятие (или группа предприятий), занимающее доминирующее положение на рынке товара, не имеющего себе замены, что даёт ему возможность блокировать доступ на рынок другим предприятиям и манипулировать товаром в своих интересах.

 

Выражаясь простым языком, монополист – это хулиган, который занял лавочку и не подпускает к ней никого. Он может делать с лавочкой всё, что ему вздумается и никто не в силах будет этому помешать, ибо он на ней единственный хозяин.

 

Существует три вида предприятий-монополистов, зависимо от их предназначения:

 

  • Естественная монополия – ситуация, при которой производство товара одной фирмой значительно выгодней, чем двумя. Такое бывает, когда оптимальный размер предприятия относительно к размеру рынка настолько велик, что фирмы-новички просто не рентабельны. То есть добавить нового игрока на такой рынок слишком дорого и бессмысленно. Самые яркие примеры предприятий-потенциальных естественных монополистов: железнодорожные перевозки, системы водоснабжения, энергетика, газотранспортные системы. Такие предприятия представляют самую большую сложность для антимонопольных комитетов.

 

  • Открытая монополия – ситуация, когда одно предприятие обретает важную технологию, не известную его конкурентам. В таком случае оно будет монополистом до тех пор, пока конкуренты не достигнут того же уровня технической эволюции.

 

  • Закрытая (государственная) монополия – монополия государства на продажу товаров массового потребления. В России, например сбыт большинства видов алкоголя и табачных изделий захвачен страной. Для частных бизнесменов этот рынок закрыт.

 

  • Чистая монополия – положение дел, когда конкретный товар или услугу на территории страны представляет только одно предприятие.

 

  • Концерн – несколько разнородных предприятий с единым финансовым центром.

 

  • Синдикат – ситуация, когда распределение заказов и сбыт продукции осуществляется централизовано.

 

alt="Государственные антимонопольные органы"

 

Роль антимонопольного регулирования в странах СНГ

 

Антимонопольное регулирование – комплекс мер, осуществляемых государством, направленных на формирование и защиту честной конкуренции. Это очень важно, ибо, как говорилось выше, экономика государства без конкуренции чахнет по всем фронтам. В странах СНГ традиционно используется европейская «либеральная» система борьбы с монополиями. Т. е. монополиям позволяют существовать до тех пор, пока они не приносят вреда.

 

В разных странах существуют разные комитеты для регулирования деятельности комитетов. Они действуют разными путями, но цели их едины: поддержание конкуренции на рынке, контроль цен товаров и не допускание того, чтобы хоть одна фирма стала зависимой от монополии. Для контроля над монополиями создается отдельное законодательство, в котором указывается свод правил их функционирования на рынке. Из всех видов монополий естественные регулировать сложнее всего. Прежде чем предпринимать против них какие-то меры, ставится вопрос об экономической рациональности их деятельности, формировании цен и доходности. Комитет в праве выяснять информацию о лицах, что стоят за деятельностью предприятия.

 

Но перед этим выясняются сферы деятельности, в которых может существовать естественная монополия. Далее проверяется целесообразность и логическая обоснованность затрат и цен предприятий-естественных монополистов. После этой проверки монополию могут «взять под колпак» – отслеживать все изменения на рынке, которые провоцирует монополия и предпринимать против них конкретные действия в случае нужды. Таким образом монополия скорее начнет работать во вред себе, чем во вред обществу и государству. Для еще более эффективного контроллирования монополии государство может её национализировать.

 

Регулирование естественных монополий производится целым арсеналом инструментов, которые можно условно разделить на три группы.

 

Непосредственная установка цен на товары (или услуги) естественных монополистов. Это может базироваться на огромном количестве соображений. Например может учитываться уровень доходов целевой аудитории и значимость поставляемой услуги для них. Кстати, в России преобладает именно такой метод регулировки. Углубляться в эту тему не будем, ибо описать её одними только экономическими понятиями будет очень сложно. Выражаясь кратко, фиксация цен государством на продукцию предприятия-монополиста происходит с учётом по большей части общественных интересов.

 

Посредственный контроль цен посредством установки пороговых и предельных величин доходности. При этом используются следующие классические механизмы ценообразования: прямое и косвенное установление цен; цены Рамсея; линейное и нелинейное ценообразование.

 

И третий способ: введение конкурентных механизмы, как способ контроля передачи прав на оказание услуг (или производство товаров). Самый яркий пример, которым можно проиллюстрировать данный способ – передача железных дорог в концессию другой стране, дабы повысить эффективность их эксплуатации. В России эта практика тоже довольно широко применялась.

 

Особого внимания антимонопольных комитетов в славянских странах заслужила сфера электроэнергетики. Комитеты следят буквально за всем: распределением акций, мощностями электростанций, деятельностью администраторов станций, соблюдением юридических правил и так далее. Перечислять это всё пришлось бы, пожалуй, несколько часов. Это вполне объяснимо, ведь сфера электроэнергетики для любой страны имеет огромное значение, поэтому нужно контроллировать её уровень отдачи, стараясь удерживать его на предельно возможном значении.

 

Федеральная антимонопольная служба России (далее ФАС) образовалась в 1990 году. Ныне она выполняет следующие функции:

 

  • Контроль за соблюдением свода законов антимонопольного комитета (во всех коммерческих сферах!);

 

  • Контроль соблюдения законодальства о рекламе;

 

  • Контролирование сферы размещения тендеров на поставки услуг, товаров, выполнения работ, а также сферы оказания услуг для государственных и муниципальных нужд.

 

  • Контроль за потоком иностранных инвестиций в предприятия, имеющие стратегическое значение для государств, сферы её обороны и безопасности.

 

  • Защита прав потребителей. Любой уважающий себя антимонопольный комитет обязан защитить потребителей от явно завышенных цен. Предприятия должны развиваться, но не ценой обворовывания граждан.

 

Взгляд экспертов на монополии

 

Харви Лейбенстайл считает, что у монополии, ввиду отсутствия конкуренции, нет стимулов заниматься поддержкой эффективного производства.

 

Ричард Познер склонен пологать, что монополии нерационально тратят свои ресурсы на завоевание и поддержку своего монопольного положения. Например, фирма-самодержавец может смело занизить цены и некоторое время поработать во вред себе только для того, чтобы придушить конкурента.

 

Исходя из мнения Арнольда Харбенгера, одно только присутствие монополии на рынке приводит к потерям благосостояния общества.

 

alt="Государственные антимонопольные органы"

 

Примеры монополистических преступлений из истории

 

А теперь несколько примеров того, как антимонопольные комитеты разных стран осаждали разные предприятия и концерны.

 

  1. В 2004 году на компанию Microsoft антимонопольный комитет Евросоюза наложил штраф в размере 497 млн евро за нарушение правил в сфере производства программного обеспечения и обязал к некоторым требованиям, которые Microsoft не выполнили, в результате чего получили еще один штраф – 280,5 млн евро уже в 2012. Но это еще не всё! В 2013 году между тем же комитетом и той же компанием разгорелся еще один спор. Microsoft якобы ущемляли права разработчиков других браузеров, включив в пакет Windows 7 всего один браузер – Internet Explorer. За это с них взяли 900 тыс. евро и принудили дать пользователю выбор. Закончилось это тем, что Microsoft уплатила еще $732,2 млн и ничего не сделала. Выражаясь коротко, штрафов, которые уплатила Microsoft за нарушение правил антимонополии, хватило бы чтобы год содержать половину Европы. Ныне против Microsoft ополчились и Соединенные Штаты, и Евросоюз.
  2. В 2013 году компанию Apple оштрафовал тайваньский антимонопольный комитет за вмешательство в деятельность местных поставщиков сотовой связи. Сумма штрафа – 670 тыс. долларов.
  3. В украине в мае 2015 года антимонопольный комитет оштрафовал несколько торговых сетей на 9 миллионов долларов. Под удар попали такие сети гипермаркетов, как ЭКО маркет, Сильпо, Караван, Метро и некоторые другие. Причиной тому стал заговор, который заключили между собой нарушители. Они согласовались синхронно поднять цены, тем самым создать дополнительную выгоду себе и опустошать кошельки потребителей. Но, как писалось выше, антимонопольные комитеты прослеживают рациональность ценоформирования, благодаря чему они выявили это нарушение и обязали сети гипермаркетов в течение двух месяцев вернуть всё на свои места.
  4. Истинным рекордсменов по размеру штрафа за всю историю человечества является корпорация Intel. Главный герой всё тот же – антимонопольный комитет Евросоюза. Сумма штрафа составила полтора миллиарда долларов. Детали инцидента не сообщаются, но известно, что корпорация Intel нарушила криминальное законодательство.
  5. Антимонопольный комитет Украины выдвинул штраф компании Одессаоблэнерго на 4 млн. долларов. Предприятие является естественным монополистом и очень сильно злоупотребляет этим. Известно, что оно предоставляло свои услуги на конкурсной основе с целью нажиться на этом. Комитетом это было признано серьёзным нарушением, в связи с чем был выдвинут такой огромный штраф.

 

Как видно, современные комитеты по борьбе с фирмами-самодержавцами никого не жалеют и всеми силами пресекают злоупотребление властью монополии. Вот и подошла к концу эта статья. Её целью было дать объемное глубокое представление о монополиях, о том, как им противостоят, и что бывает, если игнорировать требования комитетов.

  • монополия
  • рынок
  • фирма
  • Государственные антимонопольные органы
  • концерн
  • синдикат
  • формирование цен
  • доход.
X

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP