Министерство экономики

Министерство экономики

 

Министерство экономики было создано по приказу президента в 1992 году. В работу министерства входит урегулирование вопросов экономики страны в рыночных условиях.


Россия в настоящий период переживает наиболее сложный эпизод в своей более чем 1000-летней истории. Существенно меняются общественные отношения, изменяется морально-нравственный образ социума. Уже более 25 лет, считая с Июньского (1987) Пленума ЦК КПСС, определившего начало движения страны к изменению экономических отношений, идет смена общественного строя. В этом процессе происходит преобразование форм собственности, появление новых отношений. Необычайными темпами происходит приватизация капиталов и земли. В процесс этой реформы вовлекаются все.


В связи с этим возникают естественные и разумные вопросы: «Как относятся к этим процесса различные слои общества?», «Не допущены ли ошибки в реализации идеи рыночных преобразований, и если – да, то каковы их масштабы?», «Все ли здесь делается правильно, как с точки зрения естественных общественных закономерностей, так и с точки зрения нормального хода развития экономики?» К сожалению, надо признать, что не все делается правильно, не всегда получается то, на что надеялось население, ученые и специалисты, поддерживавшие рыночные реформы. Если «трезво» оценивать обстановку, надо признать, что достаточно часто возникают ситуации, явления и проблемы, которые не согласуются, как со здравым смыслом, так и с общемировыми процессами.

 

alt="Министерство экономики"


Следует полагать, что главной причиной экономико-финансовых проблем России в текущий период является отстранение государства от управления экономикой и, в частности финансами. Это усугубляется тем, что «на дворе» глубочайший мировой финансовый и общеэкономический кризис. Мы не подвергаем сомнению все те преимущества, которыми обладает рыночная система производства и распределения товаров. Однако следует откровенно сказать о том, что рыночные реформы проводятся в нашей стране без должного участия государства в этой серьезной преобразующей деятельности. Во многом рыночные процессы пошли при этом самотеком. Государство оставило себе для исследования и регулирования лишь макроэкономические характеристики рынка. С течением времени при накоплении сдвигов, произошедших ввиду стихийных рыночных процессов, а также в силу субъективного фактора, произошли смещения, напоминающие искажения, если не разрушение системных государственных механизмов управления экономикой, включая регулирование финансов.


По нашему глубокому убеждению, выход России из экономико-финансового кризиса нереален путем «ручного» и эпизодического управления: необходимо продуманное системное управление экономикой силами государства. Мировой опыт показывает, что для выхода даже из менее сложных финансовых ситуаций необходимы усилия системного государственного управления. Анализ российской практики, динамики социально-экономического развития страны в социально-экономической сфере за последние несколько лет, неукоснительно свидетельствуют о том, что Россия находится в состоянии глубокого кризиса.

 

Экономика России


Экономика России ставится все более аморфной. Технологически разнородные сферы производства, хаотично разнонаправленные денежные потоки, не подчиняющиеся никакой логике действия отдельных предпринимателей, ведет к производственному хаосу. Отсутствие на ведущих несырьевых отраслях активного большинства грамотных и передовых по экономическим взглядам предпринимателей ведет к искаженной структуре общественного производства. Вызывает озабоченность попытки некоторых хозяйственников «жить одним днем» без капитализации части прибыли. Работа без стратегии ведет к «обескровливанию» финансовой деятельности производств, порой вызывая их упадок. Деятельность отдельных предпринимателей, построенная лишь на одних банковских ссудах при несоблюдении нормального объема собственных и заемных средств, погоня за высокой рентабельностью продаж без серьезной работы по обеспечению рентабельности производства приводит к сбоям нормальной финансовой деятельности предприятий. Плюс к этому «увлечение» определенных кругов финансовых менеджеров участием в глобализированной экономике. Все это угрожает Российской Федерации полной дезинтеграцией внутреннего общественного производства. Поэтому без сильного, а может быть (особенно на первых порах) и жесткого контроля со стороны государства по всем вопросам жизни страны, а главное, в вопросах экономики и права, способно не только подорвать экономические основы России, но и вызвать негативные разрушительные процессы в непроизводственных областях жизни общества.

 

alt="Министерство экономики"

Политика министерства


Известно, что максимальный эффект приносит политика, в результате которой развитие страны происходит в соответствии с приоритетами, выработанными в отношении отдельных регионов и отраслей. При этом нехватка финансовых ресурсов останется, однако они будут использоваться с большей эффективностью. Вместе с тем разработать такую политику не может ни отдельная коммерческая структура, ни их сообщества. Такая роль уготована экономическими законами лишь государству.


Первым шагом в рыночную среду была либерализация цен. Следует признать, что это решение было неподготовленным ни экономически, ни социально. Вместе с тем надо также признать, что для этого не было времени: страна разваливалась, надо было что-то делать. Кроме того, в то время никто не знал, какая политика в этом деле окажется более продуктивной и менее разрушительной с социальной и экономической стороны. Тем более, что перед глазами населения страны были страны, уже перешедшие к рыночным условиям. При этом там не только не было товарного дефицита, но и были в продаже такие товары, каких в СССР населения никогда не видело в свободной продаже. В результате выявилось, что множество предприятий страны нерентабельны и неконкурентоспособны. Ввиду «выпада» таких предприятий из общей сферы хозяйствования оказались разорванными многие некогда хорошо налаженные производственные связи. А отдельные предприятия «разрулить» эту ситуацию не могли в силу узости своих интересов. Надежды некоторых экономистов о то, что рынок сам решит все проблемы в экономике, в условиях рыночной стихии и в масштабах большой страны не сработал. Практика его не подтвердила. Поэтому постепенно, с годами пришло осознание того, что решить вопросы, связанные с рыночными отношениями, без активного участия государства невозможно.


Для осуществления роста экономики представляется целесообразным преобразовать управления финансами так, что бы его основными задачами стало обеспечение эффективности подведомственных сфер. Такое решение должно быть принято на высшем уровне управления страной. Эти задачи должны быть закреплены в соответствующих законодательных актах о деятельности государственных органов управления, включая органы управления регионов и местных органов власти. Вершиной этой грандиозной работы должно стать принятие закона об ответственности определенных структур государственного управления за обеспечение стоящих задач с определением важнейших приоритетов на 3, 5, 10 и более лет. Вполне возможно, что ввиду некоторых объективных факторов не все направления этого документа будут реализованы. Однако работа по совершенствованию общественных отношений приобретет системный организованный характер. При этом можно будет найти главные причины недостижения некоторых целей и при необходимости и правовой обоснованности привлечь за это к ответственности виновных физических и юридических лиц.


Никакое управление невозможно без организации должного контроля за исполнением принятых решений. В силу этого необходимо возложить на конкретный орган управления контроль за выполнением стратегических решений по развитию России в свете высказанных предложений. Чем собственно и занимается министерство экономики.

 

alt="Министерство экономики"

Экономические прогнозы


Для оперативного управления служат краткосрочные прогнозы (сроком до 1 года). Они призваны быть основой для всех основных отраслей и аспектов производства и содержать необходимые для прогнозирования и планирования характеристики. В их числе должны фигурировать, как минимум, такие данные, как занятость населения, объем финансирования с выделением их основных источников. Желательно, чтобы здесь были использованы финансовый баланс, баланс трудовой занятости населения, индексы цен и товарооборот. Не обойдется прогноз и от таких показателей, как размер инфляции, рост объемов производства, соотношение предложения и спроса на важнейшие виды продукции по отраслям и в разрезе регионов, а также других показателей. В целом они могут дать достаточно полно иллюстрировать картину развития всех сфер хозяйства.


Прогнозы, и краткосрочного, и среднесрочного характера должны проектироваться во взаимодействии с субъектами Федерации: необходим региональный разрез. При этом нужно создать такие условия, чтобы каждый из регионов мог самостоятельно с учетом своих нужд составлять аналогичные прогнозы по своему территориальному хозяйству.


В свою очередь долгосрочное прогнозирование призвано выработать оптимальные варианты специализации в международном разделении труда, учесть геополитические изменения и тенденции прогресса науки, техники и электроники, а также итогового уровня развития экономики. Наряду с этим, при перспективном прогнозировании необходимо учитывать взаимодействие названных факторов и их воздействие на положение России в мире. И конечной целью такой грандиозной работы должно быть обоснование направлений движения российской экономики к такому уровню социального развития в развитых цивилизованных странах.


Представляется, что система предварительного прогнозирования, предшествующего перспективному планированию, могла бы включать в себя примерно следующие взаимоувязанные направления: прогноз макроэкономических показателей, прогноз развития территорий России в социальной сфере и экономике. К этой же группе направлений следует отнести прогнозы развития науки, техники и технологий, а также прогноз занятости и расселения населения. Эта проблема тем более важна для России, где весьма велико количество градообразующих предприятий. Кроме того, важно решение проблемы освоения пустующих территорий.


В нынешних условиях государственные власти (министерство), как и раньше, вынуждено брать на себя финансирование и управление по развитию наукоемких отраслей. Они всегда будут представлять собой важный потенциал роста экономики. И это придется делать еще долго, если не всегда. Может лишь снизиться доля участия государства в этой работе, какая-то часть перейдет к децентрализованной экономике. В этой ситуации централизованная сфера должна играть роль локомотива в формулировании и реализации приоритетов развития. Вместе с тем нельзя сводить роль государства к функции поддержки убыточных предприятий. Поэтому планы развития централизованного сектора не должны создаваться в отрыве от общефедеральных целевых программ.


Одной из главных задач для министерства экономики должена быть задача выступать в качестве основного фактора стабильности экономики. А это выдвигает довольно-таки серьезные требования к прогнозам ее развития. Так, органы федерального и регионального управления должны мониторить формирование и реализацию инвестиционных планов и программ государственных предприятий. Это касается, в том числе тех предприятий, где государство не имеет контрольного пакета акций. В этом случае не должно стать нормой реализации за рубежом продукции и услуг, востребованных у нас в стране на внутреннем рынке. Во всяком случае, такие области производства, как поставки сырья и комплектующих изделий, капитальное строительство, изготовление оборудования для нужд страны должны размещаться на внутреннем рынке. В этих целях следовало бы ввести порядок, при котором процесс рассмотрения и принятия инвестиционных и производственных программ государственных предприятий осуществлялся в соответствующих министерствах и ведомствах, а некоторых из них, носящих определяющий характер, также и в общественных и законодательных структурах. В итоге будет не просто формально контролироваться размещение этих программ на внутреннем рынке, но и формироваться среда для их оптимизации, конкурентности, повышения эффективности закупок и оказания помощи предприятиям в обеспечении выгодных кооперационных связей.


Это касается, прежде всего, естественных монополий. Финансовое и расчетное обслуживание государственных предприятий не должно осуществляться коммерческими банками, которые, естественно, будут стараться воспользоваться этим обстоятельством для расширения своих возможностей. Контроль государства над собственными предприятиями создаст условия для сдерживания размещения заказов за рубежом при наличии аналогичной отечественной продукции. Такой контроль будет благоприятствовать наращиванию эффективности активов и снижению их нецелевого использования. Все названные направления позволят использовать все имеющиеся объективные предпосылки для оптимального и ускоренного развития российской экономики.

  • Россия
  • управление
  • анализ
  • закон
  • предприниматель
  • страна
  • Министерство экономики
  • социальная политика.
X

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP