Оборотный капитал – это денежные средства юридического лица или предприятия, которые находятся в «обороте», то есть инвестируются в товары или определенные этапы финансовых сделок для получения прибыли в будущем. Чем больше будет оборотного капитала у компании, тем более масштабную деятельность она сможет вести на экономическом рынке. Оборотный капитал является незаменимой составляющей в экономических теориях К. Маркса, А. Смита и других ученых.
Источники оборотного капитала и его распределение
Оборотный капитал предприятия может быть только двух видов: собственный и заемный. Заемный капитал можно получить от кредитных организаций или от частных лиц – инвесторов. Заемный капитал обязует предпринимателя выплачивать какую-то часть прибыли от оборота заимодавцу. Собственный капитал не влечет дополнительных юридических обязательств.
В крупных фирмах обязательно происходит распределение оборотного капитала. Примерно одна треть всегда расходуется на запас: вкладывается в высоколиквидные активы, которые можно будет легко продать и вернуть деньги. Это необходимая страховка на случай финансового кризиса. От десяти до пятидесяти процентов оборотного капитала имеет эквивалент дебиторской задолженности, по которой предприятие гарантированно получит прибыль в определенный срок. На краткосрочные финансовые операции расходуется, как правило, 15-20 процентов. Частные предприниматели нередко не соблюдают эти пропорции и почти весь оборотный капитал вкладывают в краткосрочные сделки с целью быстрого получения прибыли.
Использование оборотного капитала
Сделать обычный капитал оборотным можно двумя различными путями. При ведении торговых операций предприниматели, используя оборотный капитал, меняют его на товарный эквивалент: отдают капитал производителям товаров, получая произведенные ими товары в безвозмездное или временное использование. Затем предприниматели продают товары с надбавкой и возвращают капитал с прибылью. В будущем оборотный капитал может вкладываться в прежнем или увеличенном объеме. Экономисты называют подобные операции прямым обращением оборотного капитала.
Замена товарным эквивалентом – не единственный путь использования оборотного капитала. Кроме прямого пути выделяется также косвенный – когда инвестиции оборотного капитала дают не очевидную прибыль, а косвенную – прибыль в других финансовых сделках бизнеса. Самый простой пример косвенного обращения оборотного капитала - реклама товаров или услуг. Вложения в рекламу не дают как такового дохода, но реклама увеличивает поток потенциальных покупателей и повышает результативность торговли. Товара продается больше, следовательно, выручка предпринимателя также растет.