И снова про IPO. На сей раз поговорим про предстоящее первичное размещение акций на бирже крупнейшего на сегодняшний день облачного сервиса по хранению данных в мире – американской DropBox. В 2014 году общее количество пользователей этого сервиса перевалило за 300 млн. аккаунтов, из которых лишь немногим более 4 млн. являются платными. Однако это является как ни странно преимуществом, поскольку оставляет огромный потенциал для дальнейшей монетизации, а соответственно и роста основных финансовых показателей.
Кстати о финансовых показателях – официальных данных на сей счет нет, поскольку компания их еще не раскрывает, однако по оценкам аналитиков, за минувший год выручка компании достигла 500 млн. долларов, а в текущем году увеличится как минимум вдвое из среднего расчета платной подписки на сервис в 1 доллар в месяц. Данных по чистой прибыли и рентабельности бизнеса, к сожалению, не имеется, однако большинство аналитиков склоняется к тому, что пока деятельность этого проекта убыточна, но тем не менее весьма перспективна, учитывая потенциал роста.
Как и для любого IPO, у DropBox успех подобного мероприятия зависит от двух факторов – отношения инвесторов к компаниям-аналогам и финансовая конъюнктура самого эмитента. И с первым, и вроде бы со вторым у данного сервиса все в порядке, поэтому размещение вряд ли будет затягиваться – весьма вероятно, что оно состоится уже к концу этого года. Теперь поговорим о некоторых аспектах, ключевых событиях и расчетной стоимости этого start-up перед непосредственным размещением.
Среди наиболее значимых событий можно отметить недавнее соглашение о сотрудничестве с Microsoft, которое позволит DropBox значительно увеличить абонентскую базу, в том числе расширить базу платных пользователей сервиса. В частности, соглашение предусматривает интеграцию облачного сервиса в пакет Microsoft Office как для мобильных устройств, так и для интернет-версии. Кроме того, на смартфонах Windows Phone появится официальное приложение DropBox. Такое сотрудничество позволит значительно усилить маркетинг для последней, что в свою очередь позитивно отразится на количестве пользователей и как следствие – на финансовых показателях.
Также среди значимых событий можно отметить соглашение о сотрудничестве с интернет-гигантом Google и тайваньским производителем смартфонов и прочей портативной техники HTC. Кроме того, в компании также рассчитывают на заключение партнерских отношений с крупнейшим немецким телекоммуникационным холдингом – Deutsche Telecom. В совокупности, все эти соглашения позволят существенно нарастить абонентскую базу и улучшить монетизацию сервиса, что позитивно скажется в конечном итоге на финансовых показателях и на оценке DropBox со стороны инвесторов. Кстати говоря, уже названное соглашение о сотрудничестве с Microsoft позволило увеличить внебиржевую оценку сервиса до более чем 10 млрд. долларов.
Коротко рассмотрим ключевые финансовые показатели на текущий момент времени. На внебиржевом рынке данный сервис оценивается примерно в 10.5-12 млрд. долларов, и если прогнозируемые темпы роста выручки оправдаются (а на это указывают все основные факторы), то к моменту IPO оценка эмитента рынком может достичь 30 млрд. долларов. По данным самой компании, на текущий момент общее количество пользователей DropBox по всему миру превысило 400 млн. Каждый день 1.2 млрд. файлов пользователи сохраняют в системе, свыше 300 тыс. приложений уже создано на основе данной платформы, а всего же эта программа доступна на 20 языках для более чем 200 стран мира (как указано на официальном сайте самой компании).
Теперь оценим перспективы предстоящего IPO и в конце попробуем сделать ряд выводов по оценке актуальности или неактуальности потенциального участия в нем. Как показывает практика, чтобы публичное размещение стало успешным, ключевым моментом должна быть востребованность продукта. Порой даже не столь важно текущее финансовое состояние будущего эмитента, важно насколько быстро увеличиваются обороты. Так, например, у Facebook на момент IPO наблюдался отрицательный денежный поток, общая выручка была менее 850 млн. долларов за квартал, а чистый финансовый результат и вовсе был отрицательным. Однако это не помешало Цукербергу весьма успешно разместить свою компанию на бирже и за неполные 2 года успеть заработать для своих инвесторов свыше 150% доходности. Все благодаря востребованности продукта и активному росту количества пользователей, и все это имеется в том числе и у DropBox.
Из этого всего можно сделать вывод, что несмотря на сохраняющуюся непрозрачность финансовых результатов и некоторую неопределенность на фондовом рынке в целом, это размещение обещает стать одним из наиболее зрелищных в году. С высокой долей уверенности можно сказать, что IPO пройдет успешно, если не будет сильно негативной общерыночной конъюнктуры. Ну а поскольку состоится это, вероятно, не раньше ноября-декабря, в DropBox, вероятно, к этому времени успеют раскрыть основные финансовые показатели за 2015 финансовый год, поэтому у нас с вами еще будет возможность более подробно изучить актуальность участия в этом размещении.