Под объемом производства (ОП) понимается конечный исход активности предприятия в изготовлении какого-либо продукта и предоставлении производственной услуги.
Оценка объема производства
Оценивают ОП с помощью следующего:
- Натуральный показатель. Он описывает характер продукта, используя его номенклатуру, ассортимент, качество.
- Стоимостный показатель. Его применяют для оценки валового, товарного и реализованного продукта.
Главный из них – реализованный продукт. Он представляет собой цену лишь той доли изготовленного продукта, которая уже оплачена покупателем. Этому показателю дали название «проданный вал».
Объем товарного продукта состоит из уже реализованного продукта и стоимости той его части, которая находится на хранении или уже отправлена заказчику, но не оплачена им.
Объем валового продукта – это совокупность произведенного продукта за конкретный период. Он объединяет позиции товарного продукта, стоимости увеличения или уменьшения количества оставшихся полуфабрикатов производства.
Определяют ОП с использованием:
трудовых показателей – фонда оплаты труда, премирование рабочих;
показателей чистого продукта, представленных разностью валового продукта и материальных благ, использованных при производстве (сырье, материалы, топливо, энергия).
Эти пункты не подвергаются искажающему влиянию, которое оказывает материалоемкость производства в различных отраслях.
С использованием таких систем показателей, вычисление определения ОП будет более подлинным и реалистичным.