Внешний долг представляет собой государственную задолженность перед иностранными кредиторами. Она возникает вследствие активного участия правительства страны в различных сферах деятельности и необходимости привлечения дополнительных средств для полноценного финансирования экономических и производственных проектов. Сегодня возможность иностранных займов является мощным инструментом, используя который правительство может стимулировать общий экономический спрос.
Однако обслуживание внешнего долга становится проблематичным, когда денежные суммы, которые были предназначены для этих целей, превышают доходность государственных источников. В этом случае продолжать обслуживать внешний государственный долг невозможно, так же как и рефинансировать его на внешнем и внутреннем рынке. Создается ситуация, когда правительство вынуждено приостановить выполнение своих финансовых обязательств относительно выплат денежных средств иностранным кредиторам, тем самым объявляя дефолт по внешнему долгу. Последствиями таких решений являются:
• обесценивание национальной валюты;
• падение фондовых индексов;
• увеличение долгового бремени страны и ее зависимости от других государств-кредиторов;
• понижение заработных плат по стране в целом;
• ослабление позиций во внешних экономических отношениях;
• повышение уровня бедности среди населения страны.
Главные причины увеличения внешнего долга
Причинами роста внешнего государственного долга до неимоверно огромных сумм являются:
• Высокие коэффициенты первичного бюджетного дефицита – именно этот фактор обуславливает собой необходимость займов на внешних рынках; вероятность долгового кризиса в этом случае возрастает, если решение проблем на внутреннем финансовом рынке откладывается правительством на неопределенное время;
• Высокие процентные ставки по обслуживанию долга – они, как правило, повышаются , когда по мнению иностранных кредиторов величина внешнего долга возрастает до опасных отметок. Тогда правительство задействует все большее количество бюджетных средств для выплаты долгов или же рефинансирует их, занимая еще большие денежные суммы.
• Рост валютного курса – отрицательно влияет на возможность обслуживания внешнего государственного долга за счет его увеличения при пересчете средств в национальную валюту.
• Проблемы на внутреннем кредитном рынке, которые появляются в результате возрастания процентной ставки на внутреннем рынке и сокращения объема внутреннего долга. В этом случае правительство заимствует дополнительные средства на внешнем рынке, а часть внутреннего долга переводится во внешний долг.
Кроме правительства государства внешний дефолт нежелателен и для кредиторов, так как может стать причиной их фактического банкротства. Поэтому были созданы специальные международные кредиторские организации, участники которых призваны решать возникающие проблемы с обслуживанием внешнего долга в разных странах. Основным способом разрешения долгового кризиса государства является списание инвесторами части долга и структуризация экономических реформ в стране-должнике. Таким образом, обслуживание внешнего долга на уровне правительства предполагает создание баланса между макроэкономическим развитием страны и укреплением ее национальной безопасности.
Инструменты, регламентирующие обслуживание внешнего долга. Как они работают
В современной экономической системе используются три инструмента институционального механизма:
1. Формальные правила, которые регламентируют осуществление расчетных выплат по займам;
2. Неформальные ограничения и практики, влияющие на то, как экономические агенты в лице государства, определенных организаций и предприятий воспринимают формальные правила;
3. Механизмы принуждающего характера, при помощи которых производится уплата суммы долга.
Эффективность применения первого инструмента – формальных правил – повышается за счет четкого определения долговой политики государства посредством соответствующих законов, а также его фактической способностью уплаты внешних долгов. Однако на практике обслуживание внешнего долга зависит не только от экономической специфики вышеперечисленных инструментов институционального механизма, но и от транзакционных издержек. Именно транзакционные издержки определяются количеством заключенных договоров на предоставление денежных ресурсов извне. Однако наибольшую значимость в управлении институционным механизмом внешнего долга имеет законодательная база государства – как правило, это бюджетное законодательство, основной целью которого является регулирование процессов иностранного кредитования и реструктуризация внешнего долга.
Если внешний долг государства возрастает до чрезмерных отметок, то последствием такого явления может стать потеря кредитоспособности предприятий. В этом случае задействуется институциональный инструмент в виде государственной поддержки и обеспечения кредитоспособности заявленных экономических агентов. Такой подход позволяет не только сформировать и использовать функциональный бюджет, но и наладить связь между экономическими агентами, различными платежными системами и принципами управления внешней задолженностью.
Посредством третьего институционального инструмента – механизмов, принуждающих к выплате долгов – кредиторами устанавливаются правила и обязанности долгового плательщика в лице правительства. Сюда включены как правовые нормы, регламентирующие применение различных мер по минимизации рисков в процессе управления внешним долгом, так и институциональные инструменты, обеспечивающие воспроизводство институтов внешнего долга и кредитоспособности задействованных экономических агентов.
Как осуществляется обслуживание внешнего долга
Обслуживание внешнего долга должно быть организовано с учетом вероятности воздействия нескольких факторов: политических стратегий по управлению внешними займами, обязательств по уплате долга в государственном и частном секторе и экономических потрясений, вероятность проявления которых также не следует исключать. Основным же условием обеспечения макроэкономического равновесия в определенном государстве является финансирование дефицита внутреннего бюджета. Кроме того, такой подход позволит организовать полноценное управление государственными институтами внешнего долга, тем самым существенно уменьшить стоимость транзакционных издержек в процессе осуществления финансовых сделок, повысить эффективность в формировании бюджета и поднять позиции государства в рейтинге инвестиционной привлекательности.
Ключевыми показателями эффективности как бюджетной, так и финансовой политики являются именно объем и структура внешнего государственного долга. Они выражаются посредством взаимообусловленных факторов – уровнем финансовых резервов государства, темпом роста ВВП, объемами инвестирования реальных экономических проектов. Поэтому для реализации эффективного обслуживания внешнего долга важно:
• рассмотрение экономического содержания и теоретических аспектов управления внешними займами;
• проведение своевременных исследовательских мероприятий в отношении состояния, причин, структуры и динамики роста внешнего долга в отдельных государствах;
• анализ кредиторских задолженностей государства зарубежным финансовым организациям, так же как и задолженностей по ценным бумагам и коммерческим поставкам;
• исследование внешних кредиторских факторов, уровня их влияния на общую динамику ВВП, а также взаимосвязи между зарегистрированными займами и имплементацией в государственную экономику модернизирующих решений;
• разработка методологий и рекомендаций относительно управления и обслуживания внешнего долга в условиях настоящих изменений в государственной экономике.
Таким образом, для обеспечения необходимых условий качественного перераспределения полученных от инвесторов капиталов между разными субъектами рынка необходим рост капитализации банков. В противном случае недостаток собственных денежных средств вынуждает государственные предприятия прибегать к дешевым и долговременным зарубежным займам, как правило, для расширения производства и закупки нового оборудования. В целях минимизации риска огромных финансовых растрат и потери собственности важно, чтобы государство обслуживало внешние долги согласно установленным долговым стратегиям.