Рыночная политика – государственная система мер, применяемая для создания и поддержания конкурентной среды. Ключевой вектор политики – антимонопольное регулирование, которое способствует расширению производства, поддержке малого бизнеса на фоне ослабления влияния производителей-монополистов. В результате осуществления эффективной рыночной политики повышается общая конкурентоспособность экономики конкретного государства на международном рынке.
Рыночная политика и ее цели
Рыночная политика – это совокупность государственных стратегий, которые направлены на установление рыночной экономики в государстве. В свою очередь, рыночная экономика предполагает социально-экономические отношения, основанные на свободном предпринимательстве в условиях конкурентной среды и разнообразия форм собственности.
Таким образом, к ключевым целям, которые реализует рыночная политика, относят:
- формирование конкуренции в государстве;
- достижение разнообразных форм собственности (государственной/частной/кооперативной и т.д.);
- создание административной автономности товаропроизводителей (в результате чего товаропроизводитель становится собственником своих результатов коммерческой деятельности);
- создание условий для свободного выбора поставщиков;
- достижение минимального вмешательства государства в ценообразование, товаропроизводство и хозяйственную деятельность;
- создание условий, в которых рынок будет ориентирован на потребителя.
Результатом проведения рыночной политики становится развитие экономической конкуренции внутри страны.
Конкуренция предполагает коммерческое соперничество среди участников рыночных отношений за оптимальные производственные условия, а также лучшие условия купли-продажи продукции. Естественная конкуренция среди предпринимателей приводит к росту и оптимизации производства, улучшению качества товаров/услуг, что, в свою очередь, повышает конкурентоспособность государственной экономики в целом.
Антимонопольное регулирование как эффективная стратегия рыночной политики
Одна из стратегий реализации рыночной политики, которую применяют государства – антимонопольное регулирование. Задача подобного регулирования сводится к ликвидации монополий, препятствующих развитию конкурентной среды.
Фактически монопольным признается статус субъекта экономических отношений, который позволяет ему самостоятельно сдерживать конкуренцию в конкретном сегменте экономики. Монопольным считается субъект, который выпускает продукцию в определенной отрасли в увеличенном объеме (согласно законодательству – от 35% и более).
Таким образом, объектами рыночной политики (в контексте антимонопольного регулирования) становятся:
- монополизированный рынок (как в общем, так и отдельные сегменты);
- субъекты хозяйствования с монопольным статусом;
- организации государства монопольного типа и т.д.
Особенности проведения рыночной политики в России
В России эффективность проведения рыночной и антимонопольной политики регулируется законодательством. Юридическим основанием при этом становится Закон «О конкуренции и ограничении монополий», который налагает запреты и ответственность на предпринимателей. В числе положений закона:
- запрет на коммерческую деятельность, которая снижает конкуренцию, ущемляет возможности и права иных участников рыночных отношений;
- запрет на коммерческие стратегии монопольного типа (демпинг цен, создание искусственного дефицита на рынке, ограничение производителей-конкурентов и т.д.);
- запрет на распространение ложных сведений о конкурентах (о качестве производимого товара, ценах), запрет на проведение дискредитирующего маркетинга и т.д.
В Российской Федерации осуществлением рыночной политики через снижение монополизации занимается Антимонопольный комитет. В результате несоблюдения закона о конкуренции комитет уполномочен расторгнуть любой коммерческий договор, взыскать штраф с монополиста, обязать компенсировать убытки, понесенные в результате неправомерных действий.
Таким образом, рыночная политика в РФ – это совокупность мер по развитию конкуренции внутри государства, которая защищается юридически. Наличие нормативно-правовых актов, а также органов, ответственных за эффективную реализацию рыночной политики, существенно повышают конкуренцию и сокращают монополизацию рынка РФ.
Результатом становятся:
- оптимизация производства продукции, оказания услуг;
- расширение малого и среднего бизнеса;
- свобода выбора как у потребителей, так и у производителей;
- саморегуляция рыночных отношений при минимальном участии государства.