Итак, свершилось! Итальянский производитель супер-каров Ferrari провел IPO. Вопреки ожиданиям некоторых аналитиков, первичное предложение акций на бирже оказалось весьма успешным – цена реализации бумаг составила 52 доллара, что составляет верхнюю границу предполагаемого коридора перед размещением в 48-52 долларов. После размещения акции выросли в цене на 6.5%, а по состоянию на конец второго дня после размещения капитализация выросла еще почти на 3% и составила чуть менее 11 млрд. долларов. В целом, можно сказать, что наши ожидания по этому IPO оправдались, теперь проанализируем дальнейшие перспективы компании.
Говорить о том, что Ferrari это легендарная марка, или что этот бренд уже сам по себе стоит больших денег и обладает заманчивыми перспективами, я не буду. Я попробую в этот раз акцентировать внимание на других подобных размещениях и сделаю сравнительный анализ. Однако поскольку до сих пор ни один из производителей именно люксовых автомобилей не вышел на первичное размещение, для такого сравнения я возьму динамику акций двух компаний – итальянского производителя люксовой одежды Moncler и американского автопроизводителя Tesla Motors, про которую уже написано немало материалов.
Начнем с Moncler. Данная компания специализируется на выпуске дорогой люксовой одежды. Для понимания – некоторые экземпляры женских пальто могут достигать в стоимости 15-20 тыс. евро. Теперь собственно к результатам этого размещения, которые оказались весьма успешными. Так, сразу после IPO акции Moncler взлетели в цене почти в 1.5 раза – до 14.15 долларов. Несмотря на то, что в дальнейшем бумаги эмитента демонстрировали крайне противоречивую динамику, в целом, если бы инвестор вложился в них в день размещения и продержал бы до сегодняшнего дня, его доход составил бы более 50%. В годовом выражении доходность такой сделки достигла бы примерно 20%. При этом что касается финансовых показателей компании, то они пока остаются неоднозначными – то есть фактически эта компания остается еще на стадии start-up. И тем не менее можно констатировать, что подобные эмитенты после выхода на биржу как минимум дальнейшие несколько месяцев имеют огромный потенциал для роста, который можно использовать в целях краткосрочного спекулятивного инвестирования.
Ну и теперь к Tesla. Я не случайно выбрал эту компанию для сравнительного анализа. Во-первых, это по сути также производитель люксовых автомобилей (правда с определенной спецификой), а во-вторых – она также находится на стадии start-up. Понятно, что есть некоторые нюансы и определенная специфика, поскольку данная компания, в отличие от Ferrari, относится к сектору высоких технологий, однако пусть и довольно грубо, но такое сравнение поможет оценить перспективы вложений в акции итальянской марки. Итак, с момента выхода на биржу в 2011 году бумаги Tesla успели взлететь в цене почти в 11 раз, а в моменте наблюдался рост в 15 раз. При этом в последние кварталы капитализации стала сокращаться из-за конъюнктурного ухудшения ключевых финансовых показателей – в частности, чистый убыток в 2014 году вырос почти до 300 млн. долларов, а в 1 полугодии текущего года уже достиг 340 млн. Кроме того, общая долговая нагрузка почти в 4 раза превышает размер ликвидных активов на счетах компании. Однако в то же время, ее валовая прибыль активно растет, также как и показатели операционной рентабельности. Все это указывает на то, что бизнес Tesla еще только формируется и компания активно вкладывает деньги в свое развитие.
Таким образом, уже исходя из поверхностного сравнительного анализа с перечисленными выше эмитентами, становится очевидно, что акции Ferrari представляют собой весьма ценный актив для инвестора. Несмотря на то, что основные мультипликаторы у компании значительно выше, чем у всех близких по сегменту автопроизводителей (таких как BMW или Daimler), тем не менее ее специфика все же дает целый ряд преимуществ. По сути сейчас инвесторам все равно на каком уровне находится мультипликатор P/E или как обстоят дела с долговой нагрузкой. Как это не парадоксально прозвучит, но фактически Ferrari, несмотря на свою более чем полувековую историю, также является start-up компанией, поскольку коммерческая основа ее бизнеса еще только формируется. В частности, ключевые финансовые показатели довольно слабые, а активный рост выручки и валовой прибыли указывает на агрессивную в последние кварталы стратегию менеджмента. Все это создает огромный потенциал для дальнейшего роста капитализации – опять же, исходя из опыта Tesla можно ожидать, что 11 млрд. долларов далеко не предел для производителей люксовых авто.
Резюмируя можно сделать два основных вывода. Во-первых, наши ожидания по этому IPO полностью оправдались, оно оказалось весьма успешным, а инвесторы, которые успели вложиться в момент размещения в акции эмитента уже в плюсе почти на 10%. Во-вторых, несмотря на ряд слабых моментов в отчетности и высокие мультипликационные показатели, бизнес у компании фактически только формируется и предполагает большой потенциал для роста (в случае, если, например, удастся привлечь крупного инвестора или вывести на рынок инновационный продукт, который даст решительное преимущество перед конкурентами). В итоге рекомендация по бумагам эмитента – покупать.