Перекрестное субсидирование как явление появилось в России в начале кризисных 90-х годов. Это один из видов дискриминации цен, суть которого в завышении тарифов для одной категории пользователей с целью их снижения для другой. Таким образом правительство пыталось сохранить доступные цены на ряд жизненно необходимых товаров и не допустить социального взрыва, а также покрыть средние издержки на производство продукции.
Классическими примерами отраслей, где распространено перекрестное субсидирование, являются электроэнергетика, газо- и водоснабжение, железнодорожный транспорт, т.е. сферы с естественной монополией. В условиях конкурентного рынка длительное существование перекрестного субсидирования невозможно в принципе, потому что обремененный излишней финансовой нагрузкой потребитель будет искать другого поставщика.
В качестве «доноров» при перекрестном субсидировании выступают крупные и средние промышленные предприятия, и без того несущие основную нагрузку в экономике регионов, а в роли получателей льготы – население и бюджетные учреждения.
Помимо тарифной диспропорции между потребителями, существует перекрестное субсидирование между определенными видами хозяйственной деятельности. Например, между производством электрической и тепловой энергии или выработкой и передачей тепла.
Опасности перекрестного субсидирования
Главная декларируемая цель внедрения перекрестного субсидирования – поддержка незащищенных слоев населения. Однако на практике благие намерения привели к негативным последствиям.
Во-первых, промышленные предприятия, так или иначе, закладывают переплату в стоимость произведенной продукции. Во-вторых, при перекрестном субсидировании отсутствует дифференцированный подход, поэтому в категорию социально незащищенных автоматически попадают и те, кто во льготах совсем не нуждается. А как раз они и получают от субсидирования наибольшую выгоду. И наконец, из-за дополнительной финансовой нагрузки предприятия лишаются свободных средств, которые могли бы быть направлены на модернизацию производства и в конечном итоге привести к росту налогооблагаемой базы.
Оценивая негативные последствия перекрестного субсидирования, экономисты говорят о снижении объемов промышленного производства по его вине на 3,6 %. По их оценкам, объем годовой дополнительной нагрузки на все промышленные предприятия составляет около 80 млрд рублей.
Как бороться с негативными последствиями
Очевидно, что резкое выравнивание тарифов может привести к социальному взрыву. Однако излишняя осторожность может обернуться «консервированием» проблемы. По мнению экспертов, этот вопрос уже давно требует безотлагательного решения. Интересно, что сам термин «перекрестное субсидирование» введен в правовое поле лишь в 2013 году. Правительство разработало меры, направленные на поэтапное снижение этого явления. Одним из методов борьбы с перекрестным субсидированием стало введение социальной нормы потребления. В рамках программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» субъектам РФ предоставляются субсидии на ликвидацию перекрестного субсидирования.