Регулирование общественных отношений между публичными субъектами в сфере финансов, связанных с государственным бюджетом, выделено в отдельную юридическую дисциплину, которую называют бюджетным правом. К отрасли относится формирование бюджетных фондов, их использование и распределение. Бюджетное право - совокупность положений, которые определяют исполнение, контроль и прочие аспекты, связанные с выполнением бюджета как государства, так и его субъектов.
Законодательная база РФ
Нормы бюджетного права регламентированы ст. 71-72 Конституции РФ, которые определяют сферу деятельности и компетенцию субъектов в сфере формирования/распределения/исполнения бюджета. В законе также установлен единый порядок утверждения бюджета.
Совокупность законодательных положений, служащих основанием для составления ежегодного бюджета РФ, называют бюджетным законодательством. К нему относится:
- Конституция;
- Бюджетный Кодекс (БК);
- ежегодный Федеральный Закон (ФЗ) «О государственном бюджете»;
- правовые акты федеральных субъектов и т.д.
Нормы подобного права определяют правоотношения, связывающие все уровни системы в контексте государственных финансов. Законодательные положения о субъектах РФ составляются на основе БК.
Суть бюджетного права в РФ
Бюджетный статус России делится на две масштабные категории:
- права РФ, как суверенного государства с федеральной структурой;
- права государства по отношению к собственному бюджету, а также к бюджетам нижестоящих структурных субъектов.
Независимо от статуса, все бюджетные субъекты имеют одинаковые права по следующим направлениям:
- относительно федерального/собственного бюджетов;
- относительно структурных бюджетов, относящихся к нижестоящим субъектам по территориальному уровню.
Разграничение полномочий определяется Конституцией и Федеральными законами.
Специфика структуры и функционирования системы госбюджета
Согласно статьи 10 БК, бюджет России делится на:
- государственный федеральный бюджет (к которому также относятся и внебюджетные фонды);
- бюджеты субъектов и структурных единиц федерации, включая территориальные целевые фонды;
- местные, включая муниципальные бюджеты.
Бюджетная государственная система базируется на принципах единства, разграничения доходно-расходных долей с учетом уровня сбалансированности, эффективности, гласности и достоверности. Каждое из вышеперечисленных положений установлено соответствующими статьями БК.
Ежегодно составляется бюджет на финансовый год (соответствует календарному периоду). Согласно статье 17 БК, в составе госбюджета формируется целевой фонд, предусматривающий финансирование конкретных отчислений от определенных доходов.
Виды бюджета
Для различного анализа и разграничения различают следующие виды бюджета:
- консолидированный;
- минимальный;
- региональный;
- местный.
Консолидированный формируется на основе 16 статьи БК, он включает федеральный бюджет, а также консолидированные планы субъектов федерации. Минимальный применяют для расчетов сельских/поселковых/городских бюджетов, которые покрывают гарантируемые расходы. Кроме того, данный вид бюджета является базой для формирования дотаций, субвенций и прочих мер, стабилизирующих местный бюджет. Региональные акты включают муниципальные бюджеты, которые в сумме образуют консолидированный региональный бюджет. Местный - поддерживает деятельность органов самоуправления в конкретных регионах.
Бюджеты регулируются по принципу распределения доходов РФ между ее субъектами. Основной целью регулирования является достижение оптимального баланса между доходно-расходными частями каждого участника процесса.