Право бюджетное

Регулирование общественных отношений между публичными субъектами в сфере финансов, связанных с государственным бюджетом, выделено в отдельную юридическую дисциплину, которую называют бюджетным правом. К отрасли относится формирование бюджетных фондов, их использование и распределение. Бюджетное право -  совокупность положений, которые определяют исполнение, контроль и прочие аспекты, связанные с выполнением бюджета как государства, так и его субъектов.

 

Законодательная база РФ

 

Нормы бюджетного права регламентированы ст. 71-72 Конституции РФНормы бюджетного права регламентированы ст. 71-72 Конституции РФ, которые определяют сферу деятельности и компетенцию субъектов в сфере формирования/распределения/исполнения бюджета. В законе также установлен единый порядок утверждения бюджета.


Совокупность законодательных положений, служащих основанием для составления ежегодного бюджета РФ, называют бюджетным законодательством. К нему относится:

 

  • Конституция;
  • Бюджетный Кодекс (БК);
  • ежегодный Федеральный Закон (ФЗ) «О государственном бюджете»;
  • правовые акты федеральных субъектов и т.д.

 

Нормы подобного права определяют правоотношения, связывающие все уровни системы в контексте государственных финансов. Законодательные положения о субъектах РФ составляются на основе БК.

 

Суть бюджетного права в РФ

 

Бюджетный статус России делится на две масштабные категории:

 

  • права РФ, как суверенного государства с федеральной структурой;
  • права государства по отношению к собственному бюджету, а также к бюджетам нижестоящих структурных субъектов.

 

Независимо от статуса, все бюджетные субъекты имеют одинаковые права по следующим направлениям:

 

  • относительно федерального/собственного бюджетов;
  • относительно структурных бюджетов, относящихся к нижестоящим субъектам по территориальному уровню.

 

Разграничение полномочий определяется Конституцией и Федеральными законами.

 

Специфика структуры и функционирования системы госбюджета

 

Бюджетная государственная система базируется на принципах единстваСогласно статьи 10 БК, бюджет России делится на:

 

  • государственный федеральный бюджет (к которому также относятся и внебюджетные фонды);
  • бюджеты субъектов и структурных единиц федерации, включая территориальные целевые фонды;
  • местные, включая муниципальные бюджеты.

 

Бюджетная государственная система базируется на принципах единства, разграничения доходно-расходных долей с учетом уровня сбалансированности, эффективности, гласности и достоверности. Каждое из вышеперечисленных положений установлено соответствующими статьями БК.

 

Ежегодно составляется бюджет на финансовый год (соответствует календарному периоду). Согласно статье 17 БК, в составе госбюджета формируется целевой фонд, предусматривающий финансирование конкретных отчислений от определенных доходов.

 

Виды бюджета

 

Для различного анализа и разграничения различают следующие виды бюджета:

 

  • консолидированный;
  • минимальный;
  • региональный;
  • местный.

 

Консолидированный формируется на основе 16 статьи БК, он включает федеральный бюджет, а также консолидированные планы субъектов федерации. Минимальный применяют для расчетов сельских/поселковых/городских бюджетов, которые покрывают гарантируемые расходы. Кроме того, данный вид бюджета является базой для формирования дотаций, субвенций и прочих мер, стабилизирующих местный бюджет. Региональные акты включают муниципальные бюджеты, которые в сумме образуют консолидированный региональный бюджет. Местный - поддерживает деятельность органов самоуправления в конкретных регионах.

 

Бюджеты регулируются по принципу распределения доходов РФ между ее субъектами. Основной целью регулирования является достижение оптимального баланса между доходно-расходными частями каждого участника процесса.

  • бюджет
  • право бюджетное
  • Бюджетный Кодекс
X

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP