В 2015 году, неожиданно для многих, началось сближение России с Саудовской Аравией, причем по инициативе последней. Сказать, что отношения между странами напряженные – ничего не сказать. Обе страны являются крупнейшими мировыми нефтедобытчиками и по сути являются конкурентами на мировом рынке. Более того – у стран имеется много противоречий в сфере геополитики. В частности, Москве крайне не нравятся действия саудитов в Йемене, а в свою очередь Эр-Рияд сильно раздражен дружбой России с Ираном. Но как же так получилось, что эти две, можно сказать, диаметрально противоположные страны вдруг пошли на сближение?
Отношения между Россией и Саудовской Аравией, на сегодняшний день, строятся исключительно на прагматическом принципе. То есть можно сказать, что эти две страны что-то вроде заклятых друзей. Объем торгово-экономических отношений с Эр-Риядом сравнительно небольшой – за 2014 год общий товарооборот не превысил 1.15 млрд. долларов. При этом, в торговых отношениях наблюдается сильный перекос в сторону Москвы – российский экспорт в превышает импорт из Саудовской Аравии почти в 3 раз (в январе-августе 2015 года общий торговый оборот составил 710 млн. долларов, из которых экспорт из России составил примерно 500 млн. долларов). В целом же, объем российских товаров в структуре саудовского импорта не превышает и 1%, а доля экспорта на саудовские рынки для российской экономики составляет и вовсе менее 0.4%.
Однако, в середине 2015 года Эр-Рияд, неожиданно для всех, принял решение вывести отношения с Россией на более высокий уровень. В частности, Саудовская Аравия заявила о намерении инвестировать в российскую экономику 10 млрд. долларов – сумма очень внушительная, учитывая как консервативно и осторожно саудиты тратят накопленные резервы. Средства, главным образом, должны пойти на финансирование инфраструктурных проектов и ряд крупных производственных объектов. Эти деньги призваны увеличить торговый оборот с Россией и способствовать привлечению российских технологий для диверсификации саудовской экономики.
Одновременно с этим, между странами присутствует целый ряд острых и крайне неприятных моментов. Саудовская Аравия и Россия являются крупнейшими мировыми нефтедобытчиками – обе страны добывают почти 11 млн. баррелей нефти в сутки, что составляет примерно 22% мировой нефтедобычи. При этом, если Эр-Рияд входит в ОПЕК, то Москва на мировом рынке нефти – вольный игрок. И если со странами членами нефтяного картеля в случае чего договориться о регулировании цен или уровня добычи для саудитов не составит особого труда, то с Россией о подобных возможностях говорить не приходится.
Как это не странно звучит, но чисто в экономическом смысле эти страны – соперники по экспорту ключевого товара (нефти). Более того, развязанная саудитами в конце 2014 года ценовая война на мировом рынке «черного золота» была направлена, в том числе, также и против России. При этом, Эр-Рияд является ключевым союзником США на Ближнем Востоке и крупнейшим в мире покупателем американского оружия. В свою очередь, у Москвы отношения с Вашингтоном не самые дружелюбные, что лишь усиливает противоречивость в отношениях России и Саудовской Аравии. Исходя из вышеперечисленного получается, что эти отношения для Эр-Рияда строятся исключительно на прагматической основе.
Саудиты хотят своими действиями хотят добиться сокращения доли России на мировом рынке нефти. Ведь российская экономика по сравнению с саудовской является гораздо более диверсифицированной и по структуре более развитой. Таким образом, применяя практику кнута и пряника, Эр-Рияд хочет подтолкнуть российское руководство к тому, чтобы отказаться от приоритета развития нефтегазового сектора в экономике. Это позволит в средне и долгосрочной перспективе избавиться от одного из главных конкурентов на жизненно-важном для саудовской экономики рынке.
Говоря попроще, отношения между двумя странами строятся по принципу – только бизнес и ничего личного. То есть однозначно нельзя ожидать какого-то стратегического партнерства или какого-то военно-политического альянса. Однако с экономической точки зрения Россия представляет для Саудовской Аравии крайне большой интерес, так как инвестиции в российские проекты способны принести очень высокую доходность, а ввиду обвала мировых цен на нефть (которая, кстати, вызвана в основном действиями самих саудитов) саудовскому руководству приходится искать способы увеличить оборачиваемость накопленных валютных резервов, чтобы хотя бы частично нивелировать выпадающие доходы от экспорта «черного золота». Так, например, вложения в российское сельское хозяйство способны принести доходность до 20% годовых, что не способен обеспечить даже высокотехнологичнй сектор в США.
В итоге можно сделать вывод, что отношения России и Саудовской Аравии строятся исключительно на экономических интересах, там существует очень много рисков и неопределенности. Ввиду значительных противоречий в геополитической сфере, а также конфликта интересов на нефтяном рынке, вряд ли можно ожидать сохранения позитивных отношений в долгосрочной перспективе. Однако, в ближайшие несколько лет можно все-таки ожидать, что торгово-экономической сотрудничество Москвы и Эр-Рияда будет развиваться по нарастающей и вполне вероятно, что уже к 2020 году товарооборот между странами достигнет 10 млрд. долларов.