Спонсор

Спонсор (от лат. spondeo – ручаться) – частное физическое лицо или организация, предоставляющая средства для организации спортивных и других массовых мероприятий либо создания результата творческого труда.

Законодательная основа спонсорской деятельности

Законодательная основа спонсорской деятельностиЛегальное определение категории «спонсор» содержится в ст. 3 38-ФЗ «О рекламе». Согласно ее содержанию спонсор – лицо, финансирующее проведение соревнований, зрелищных мероприятий, создание и трансляцию радио- и телепередач. Спонсором может выступать гражданин, коммерческая или некоммерческая организация. Эта же статья определяет основную отличительную особенность спонсорской рекламы: она распространяется на условиях упоминания об определенном лице как о спонсоре.

Примечательно, что ст. 19 108-ФЗ «О рекламе» от 18.07.95 (утратил силу 01.07.96) трактовал спонсорство как осуществление частным лицом или организацией вклада в деятельность спонсируемого лица на условиях распространения последним рекламы о спонсоре или его продукции. Уточнялось, что такой вклад может иметь форму:

• денежных средств;
• имущественных активов;
• объектов интеллектуального права;
• работ, услуг.

Названный нормативный акт причислял спонсора к рекламодателям, а сведения о нем – к рекламным. Таким образом, рекламопроизводитель лишался возможности манипулировать приемами скрытой подачи рекламных сведений за счет особенностей статуса рекламодателя.

Размежевание понятий спонсор, рекламодатель, инвестор, благодетель

В соответствии со ст. 1, 4 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ» инвестором является лицо, осуществляющее капитальные вложения собственных либо заемных средств для последующего извлечения прибыли. В отличие от инвестора, спонсор передает средства без цели участия в разделе прибыли.

Согласно ст. 1, 5 35-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворителями признаются лица, безвозмездно либо на льготных условиях передающие в собственность благополучателей некие активы. Спонсорство не имеет бескорыстного характера как, например, деятельность филантропа, мецената, благотворителя.

По своей сути спонсорство является формой материального участия в реализации каких-либо проектов и всегда предусматривает встречную услугу. Это работа на имидж. Вложенные средства фактически обмениваются на популяризацию самого спонсора (чаще всего – субъекта хозяйствования), его деятельности или бренда.

Наибольшие трудности кроются в размежевании понятий «спонсор» и «рекламодатель». Последний, согласно ст. 3 38-ФЗ является изготовителем или продавцом товара либо лицом, определившим иной объект рекламирования. Уже сам факт того, что понятие спонсор раскрыто в ФЗ «О рекламе» свидетельствует о причислении спонсоров к субъектам рекламной деятельности. Мнения по поводу соотношения этих категорий разделились следующим образом:

• «рекламодатель» и «спонсор» – две самостоятельные категории;
• термины соотносятся как общее и частное;
• выделение в качестве отдельной категории понятия «спонсор» нецелесообразно и является следствием лоббирования интересов крупных СМИ.

Особенности регламентации спонсорской деятельности

Особенности регламентации спонсорской деятельностиПравовое регулирование спонсорства подразумевает ряд особенностей.

1. Ст. 10 108-ФЗ содержит запрет на упоминание в социальной рекламе о коммерческих организациях, товарных знаках и средствах индивидуализации. Спонсоров он не касается.
2. Остановка трансляции теле- и радиопередач для демонстрации любой рекламы кроме спонсорской должна предваряться предупреждением о последующей трансляции рекламы (ст. 13 и 14 108-ФЗ).
3. Религиозные передачи, а также теле- и радиопрограммы продолжительностью менее 15 минут нельзя прерывать рекламой, в том числе – в форме бегущей строки за исключением спонсорской рекламы перед началом или в конце передачи продолжительностью до 30 секунд.

Спонсорский договор

Законодательство прямо не упоминает о существовании спонсорского договора. Вместе с тем, согласно ст. 161 Гражданского кодекса РФ юридические лица могут заключать сделки между собой и с гражданами исключительно в письменной форме. Им разрешено подписывать как предусмотренные, так и не предусмотренные законом договора.

Спонсорский договор является непоименованным, но распространенным типом двусторонних сделок. Вместе с тем, практика знает ряд связанных с ним проблем, в частности – в сфере печатных СМИ, поскольку отсутствие указания «реклама» или «на правах рекламы» расценивается как нарушение законодательства.

Разночтения положений 108-ФЗ о спонсорстве порождают споры между создателями и распространителями спонсорской рекламы с одной стороны, представителями Федеральной антимонопольной службы и органов защиты прав потребителей – с другой. Практика судов общей юрисдикции и специализированных арбитражных судов не вносит полную ясность в этот вопрос.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

  • инвестор
  • спонсор
  • законодательная основа спонсорской деятельности
  • спонсорский договор
  • особенности регламентации спонсорской деятельности
  • рекламодатель
  • благодетель

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP