Давайте рассмотрим, чем именно биотехнологические компании отличаются от фармацевтических, и как эти различия могут проявляться на фондовом рынке. Прежде всего, важно отметить, что существует ключевое различие в подходах, которые каждый из этих типов производителей использует для разработки лекарственных средств.
Отличительные черты биотехнологических и фармацевтических компаний
Биотехнологические компании, как можно понять из их названия, для производства лекарств используют биотехнологии, то есть работают с микроорганизмами (например, бактериями) или биологическими субстанциями (например, ферментами), чтобы реализовать конкретный процесс. По сути, биотехнологические производители используют такие микроорганизмы или сложные белки генетически модифицированных живых клеток в качестве компонентов лекарственных средств, чтобы лечить различные болезни и расстройства здоровья - от рака до ревматоидного артрита и различных типов склероза. В отличие от них, обычные фармацевтические компании используют химические процессы синтеза, чтобы получить низкомолекулярные лекарства.
В отличие от фармацевтов, биотехнологи занимаются преимущественно исследованиями и разработками, начиная с открытия ранее неизвестных соединений и вплоть до проведения клинических испытаний новых препаратов. Понятно, что биотехнологические открытие и процесс разработки зачастую длятся дольше, проходят тяжелее и требуют больше средств, чем аналогичные этапы у компаний, создающих чисто химические препараты. Поэтому затраты на научно-исследовательские работы у биотехнологических компаний, как правило, очень велики. Во многих случаях, в течение определенного периода времени такие производители даже работают в убыток, поскольку затраты на исследования значительно превышают доходы, которые обычно поступают за счет сотрудничества с более крупными и устоявшимися биотехнологическими компаниями, университетами и даже фармацевтическими компаниями.
Если полученное вещество успешно проходит финальную стадию тестирования, тогда биотехнологическая фирма может усилить свои маркетинговые мероприятия и нарастить мощности по продаже, чтобы подготовиться к коммерческому запуску после получения одобрения со стороны FDA - Управления по контролю за продуктами и лекарствами США. Она может также выбрать вариант объединения усилий с другой компанией, которая согласится взять на себя эти затратные функции в обмен на долю в продажах.
Фармацевтические компании тоже проводят научные исследования. Но в зависимости от своих возможностей, они могут более гибко выбирать, выполнять ли эти функции полностью своими силами или купить лицензию на лекарство у другой фирмы (в том числе, у биотехнологической), что дает им дополнительные возможности развития и потенциал для продаж. Более того, объем продаж фармацевтической компании обычно формируется за счет продуктов, которые она уже выпустила на рынок ранее. Поэтому их доходная часть, как правило, более значимая, чем у биотехнологов. Хотя затраты на научные разработки могут быть довольно значительными, особо велики у фармацевтов расходы на продажи и маркетинг, которые призваны подстегнуть сбыт и получить максимальный доход.
Еще один важный момент, который отличает биотехнологические компании от обычных фармацевтических - конкуренция генерических форм. Безусловно, барьер для входа на рынок генерических форм биотехнологических лекарств гораздо выше, чем у химических, учитывая сложность, большую длительность по времени и затраты на разработку таких препаратов. В то время, как фармацевтические предприятия регулярно сталкиваются с угрозой появления на рынке генерических имитаций после окончания срока действия патента на свои брендовые продукты, биотехнологические компании до недавнего времени были избавлены от таких проблем. Дело в том, что у FDA не было процедуры или каких-то правил выдачи разрешений генерическим вариантам брендовых биотехнологических препаратов.
Разрешение для выхода генерических биотехнологических лекарств на рынок
Но эта ситуация меняется. Закон США о реформе здравоохранения, подписанный в марте 2010 года, содержит дополнение, предусматривающее сокращенный путь для получения генерическими биотехнологическими лекарствами разрешений для выхода на рынок. Чтобы биоаналог получил "зеленый свет", производитель должен показать, что его состав примерно такой же (или "взаимозаменяемый"), как и у оригинального биотехнологического продукта, имеющего разрешение FDA. (Он не может быть полностью идентичен оригинальному лекарственному препарату, поскольку не существует двух полностью одинаковых живых клеток.) С другой стороны, создать генерическую форму стандартного фармацевтического препарата гораздо проще, потому что низкомолекулярные химические соединения легче воспроизводить.
Горячие споры велись вокруг вопроса эксклюзивности данных - периода времени между получением биотехнологическим продуктом разрешения FDA и подачей конкурентом документов на биоаналог. Это необходимо для патентной защиты инновационного производителя, чтобы обеспечить безопасность и эффективность данных и предотвратить выход на рынок конкурентов. Представители биотехнологической индустрии предложили, чтобы эксклюзивность данных на новые биологические вещества составляла 14 лет, что позволило бы дать компании возможность "отбить" затраты на разработку лекарства и служило бы стимулом для дальнейших инноваций. Их оппоненты - изготовители биоаналогов - в качестве возражения приводят тот аргумент, что более короткий срок эксклюзивности данных, например - 7 лет, не только способствовал бы снижению стоимости рецептурных лекарств, но и повысил бы их доступность для пациентов. Согласно упомянутому закону о реформе здравоохранения, эксклюзивность данных составляет 12 лет, в то время как для стандартных фармацевтических препаратов она составляет всего лишь около 5 лет. Это позволяет более дешевым репликам быстрее пробиться на рынок.
Инвестирование в биотехнологические и фармацевтические компании
С точки зрения инвестирования, нужно учитывать несколько моментов. Во-первых, в то время как большинство обычных фармацевтических концернов являются прибыльными, довольно распространенной является ситуация, когда биотехнологическая компания работает в убыток (исключение составляют некоторые устоявшиеся предприятия, например, Amgen (AMGN) и Genzyme (GENZ)). Кроме того, инвесторы должны осознавать, что риск в "биотехнологах" выше, чем в их "химических" собратьях. Очевидно, что движение цены биотехнологических акций больше зависит от событий, связанных с научно-исследовательскими работами конкретной компании. Неудача или приостановка клинических испытаний, конкуренция и трудности нормативного характера могут привести к резким падениям цены биотеха. Если "биотехнолог" не сможет восстановиться после просадки, у инвесторов на руках останутся ничего не стоящие акции. С другой стороны, держатели акций могут сорвать хорошую прибыль, если биотехнологический препарат успешно дойдет до рынка. Считается, что акции фармкомпаний несколько менее волатильны, а их цены определяются, в основном, достигнутыми показателями прибыльности.
Выбор доступных инвесторам фармацевтических и биотехнологических бумаг очень широк. Можно назвать такие популярные фармацевтические компании: Abbott Laboratories (ABT), Eli Lilly & Co. (LLY), Merck & Co. (MRK) и Pfizer (PFE). Среди биотехнологических можно выделить Human Genome Sciences (HGSI), Incyte Corp. (INCY), United Therapeutics (UTHR), и Vertex Pharmaceuticals (VRTX). Как и в любой другой индустрии, выбор зависит от стратегии конкретного инвестора, его терпимости к рискам и таймфрейма. Выберите ту компанию, на которую вы готовы поставить деньги или обратитесь к профессионалам, инвестировав свои средства в надежную компанию.