Москва – международный финансовый центр?

Меня попросили подумать над тем, станет ли Москва новым международным финансовым центром, в связи с чем и родился этот небольшой очерк. Забегая вперед скажу, что ввиду обширности темы и невозможности её полного освещения в рамках одной статьи буду рада комментариям, дополнениям и вопросам. Присоединяйтесь. Идея создания МФЦ Уже несколько лет в правительственных кругах ведутся разговоры о становлении Москвы в качестве нового международного финансового центра. В рамках этой задачи Минэкономразвития разработало и утвердило в 2009 году двухэтапную Концепцию создания МФЦ с массой широкомасштабных задач, а за прошедшие годы даже реализовало некоторую её часть. Но реализация задач – это одно, а продвижение на пути к намеченной цели – совершенно другое. В 2008 году президент АРБ Гарегин Тосунян уверял коллег, что через пять лет Москва станет международным финансовым центром. За эти годы было сделано многое, однако сейчас становится понятно, что ожидания не оправдались. Почему большая и сложная работа, проведенная как администрацией Президента, так и специально созданными советами и рабочими группами практически не приблизила Москву к искомой цели? Ответ содержится в золотых словах Джона Поллнера, утверждающих мысль о невозможности создания финансового центра по принципу «сверху вниз», по причине естественной природы его развития. Следовательно, для того, чтобы Москва как финансовый центр могла развиваться самостоятельно, более эффективным будет устранение факторов, мешающих естественному процессу, а не подгонка её под задуманные рамки. Что мешает Москве развиваться в роли МФЦ? Основными из препятствий являются такие банальные, известные всем и уже набившие оскомину реалии российской действительности как: • главенствование в системе финансов государственных и окологосударственных предприятий, вследствие этого низкая конкуренция в финансовом секторе и фактическая невозможность встраивания в рыночные отношения иностранных банков и небанковских финансовых организаций; • несовершенное финансовое законодательство, плохое регулирование финансовых отношений, бюрократизированность чиновничьего аппарата и вообще любых механизмов взаимодействия субъектов, а также связанные с этим проблемы издержек, неповоротливости проводимых финансовых операций, сложностей во внедрении новых финансовых продуктов и снижение инновационного потенциала в финансовом секторе в целом • из нефинансовых факторов сюда относится недостаточная в свете создания МФЦ развитость инфраструктуры Москвы, недостаточное количество коммерческих помещений высокого класса, закаливающий уровень коррупции во всех отраслях, отпугивающий потенциальных инвесторов, и вообще, более отрицательный, чем положительный собирательный образ России. Как решать эти проблемы? Некоторые (далеко не все) из путей решения видятся следующим образом: • нет смысла изобретать велосипед в вопросах создания эффективной законодательной базы. Тем более нет смысла навязывать партнерам по бизнесу свои правила игры. Международные финансовые центры применяют отточенные правила регулирования, все что нужно – заимствовать наиболее подходящие из них и встроить в российские реалии. На данный момент Россия решила пойти по пути создания единого мегарегулятора финансового рынка, объединив Центробанк и ФСФР. С 1 сентября 2013 года ФСФР прекратила свое существование, а её функции перешли Центробанку. Что из этого выйдет, будет известно лишь после 2015 года, когда, как планируется, мегарегулятор заработает в полную силу; • увеличение числа действительно квалифицированных специалистов в финансовой сфере, привлечение профессионалов, которые могли бы удовлетворять запросы и выполнять задачи действительно крупных игроков рынка; • структурные изменения финансовых рынков для расширения возможностей диверсификации капиталов, снижения рисков и, как следствие, привлечения большего количества инвесторов и эмитентов на разных уровнях; • развитие Москвы с нефинансовой точки зрения: расширение количества бизнес-площадей высокого класса, транспортной инфраструктуры, условий для комфортного ведения бизнеса иностранными компаниями. Способствовать этому должна принятая 26 июня 2013 года «дорожная карта» развития МФЦ с намеченным на ближайшие годы планом действий. Что ещё можно сказать о стремлении Москвы стать финансовым центром международного масштаба? - Нужно понимать, что поднимаясь по лестнице к успеху в данной области необходимо пройти все этапы развития и перепрыгнуть какой-либо из них не удастся в силу естественности процесса. Москва, безусловно, является финансовым центром России. Следующая её задача – звание регионального финансового центра. Прямым конкурентом Москвы на данном этапе, причем опережающим её в развитии, по мнению аналитиков, является Варшава. И до тех пор, пока мы не дотягиваем до уровня регионального финансового центра, говорить о признании Москвы МФЦ просто бессмысленно. Спасибо за внимание.

  • экономика
  • биржа
  • финансисты
  • инвесторы
  • мировой финансовый центр
  • мфц
  • Москва
X

Похожие публикации

Комментарии (8)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP