Сергей Алейников, бывший программист Goldman Sachs Group Inc, в очередной раз обвиняется в воровстве: переходя на другую работу, он прихватил с собой код программы, которую этот банк использовал для высокочастотной торговли.
Кража есть кража, независимо от того, похищается информация в цифровом виде или в коробках с документами. Во вторник, апелляционный суд штата Нью-Йорк постановил восстановить обвинения против Алейникова.
«Было бы нелепо позволить ответчику избежать уголовной ответственности только из-за того, что он незаконно сделал цифровую копию исходного кода, а не распечатал его на листе бумаги», - говорится в решении.
Дело Алейникова, выходца из России, должно быть возвращено в суд первой инстанции для вынесения приговора, если только его адвокатам не удастся выиграть еще одну, окончательную, апелляцию в высшем суде штата. Злоключения этого программиста легли в основу вышедшей в 2014 году книги Майкла Льюиса «Флэш-бойз» и стимулировали дебаты вокруг того, должны ли споры между компанией и сотрудниками в отношении интеллектуальной собственности разрешаться в ходе уголовного или гражданского производства. За ходом его дела пристально следили финансовые фирмы, так как они широко используют стратегии автоматической торговли и нанимают программистов для их реализации.
Данное решение может воодушевить прокуроров этого и других штатов на выдвижение обвинений по другим делам, где сотрудники вели себя подобным образом.
Беннет Гершман, профессор школы права при Университете Пейс (шт. Нью-Йорк), ранее в течение шести лет работавший прокурором района Манхэттен, прокомментировал случившееся так: «Безусловно, это может говорить прокурорам о том, что, если у них есть сомнения в тех сферах, где нет достаточной судебной практики, и при этом речь идет об электронных преступлениях, то можно пробовать предпринять необходимые действия».
Уголовное преследование Алейникова началось после его перехода из Goldman Sachs в чикагскую компанию Teza Technologies LLC, основанную бывшим руководителем направления высокочастотной торговли в Citadel LLC Мишей Малышевым. На новом месте работы ему была предложена зарплата 1.2 миллиона долларов в год. Алейников признал, что, готовясь к увольнению, взял с собой код, но утверждает, что файлы предназначались исключительно для исследовательской деятельности на новой работе. Он провел в тюрьме уже четыре года, и прокуроры уверяют, что не намерены добиваться более длительного заключения.
Кевин Марино, адвокат Алейникова, заявил, что немедленно подаст прошение о пересмотре решения в высший суд штата. «Копирование Алейниковым исходного кода не нарушало положений уголовного кодекса, так же, как и положений других федеральных законов и законов штата, в чем его обвиняли», - сказал Марино. «Мы остаемся уверенными в том, что Алейников сможет, как и до этого, успешно противостоять попыткам районного адвоката криминализировать его поведение».
Процесс Алейникова, отца троих детей, уже семь лет походит на американские горки. После ареста в 2009 году по федеральным обвинениям, он был осужден и отбыл год в тюрьме, прежде чем апелляционный суд США отменил этот вердикт присяжных. После этого, районный прокурор Манхэттена Сайрус Вэнс предъявил ему обвинения на уровне штата, и другой состав присяжных снова признал его виновным, но судья первой инстанции отменил и этот приговор.
По словам Гершмана, нынешнее решение апелляционной инстанции является большой победой районного прокурора и укрепляет его репутацию как активного борца с мошенничеством в финансовой сфере.
«Его активно критиковали за то, что он выдвигал обвинения, которые не основывались на законе и фактах. Отчасти, такая критика была справедливой», - говорит Гершман. «Но в данном случае, его критиковали за то, что он зашел слишком далеко, предъявив обвинение от лица штата после того, как федеральное правительство проиграло дело. Говорили, что он переоценивает свои силы, но это оказалось не так».
Прокурор Вэнс считает, что данное решение суда еще раз доказывает, что кража интеллектуальной собственности является преступлением, независимо от того, каким образом она совершена. «Ни одна компания не захочет вести бизнес на рынке, где кто-то может безнаказанно украсть продукт ее работы», - сказал он.
Судья первой инстанции сосредоточился только на технических юридических аспектах. Он отверг обвинение, обосновав это тем, что Алейников сделал только электронную копию кода, а не осязаемую, физическую его репродукцию, как того требует закон штата. Коллегия апелляционного суда отвергла такое обоснование, отметив, что выводы судьи первой инстанции «бессмысленны», учитывая, что компакт-диск или карта памяти «однозначно являются осязаемыми». «Позиция суда первой инстанции также не учитывает возможности съема жесткого диска сервера».
Адвокат Мариино настаивал, что прокуроры пытаются втиснуть поведение 21 века в устаревшее законодательство штата, которое здесь неприменимо. Обвинение Алейникова основывается на законе 1967 года, который регулирует неправомерное использование секретных научных материалов. Однако апелляционный суд счел, что данный закон остается применимым даже в эпоху интернета: «Положения закона написаны универсальным языком, который четко соответствует сегодняшним реалиям цифрового мира».