Самые популярные ценные бумаги – это акции и облигации. Именно на них приходится основная доля оборота. Это легко объясняется гибкостью и высоким потенциалом данных активов. В данной статье мы сделаем упор на один из наиболее популярных видов облигаций – частные (корпоративные) облигации. Что такое облигация? Если ваша цель – сформировать по-настоящему прибыльный инвестиционный портфель с учетом всех существующих рисков, тогда в нем обязательно должны быть облигации. Сама облигация – это ценная бумага, которая относится к категории долговых. Выпуск осуществляет государство, банк или компания. Эмитент берет на себя обязательство выплачивать держателю облигаций определенную сумму или комиссию. Все облигации различаются: - по виду предполагаемого дохода - дисконтные и купонные (с фиксированной процентной ставкой). Кроме этого, большой популярность пользуются облигации с меняющейся (плавающей) процентной ставкой; - по сроку обращения облигации бывают бессрочные, долгосрочные и краткосрочные и среднесрочные; - по виду эмитентов – корпоративные, муниципальные и государственные.
Корпоративные (частные) облигации
Частная облигация – это ценная бумага, которая подтверждает заемные отношения между эмитентом (заемщиком) и кредитором (ее хозяином). Выпуском частных облигаций занимаются организации самых различных форм собственности, в том числе акционерные общества. Частные облигации являются наиболее популярными в финансовой структуре экономики. Их объем составляет более 70% всех источников финансирования, поступающих через рынок ценных бумаг. Их преимущество – долгосрочность и надежность.
Кто является участниками рынка?
Чтобы разобраться в особенностях и преимуществах частных облигаций, необходимо знать роль каждого из участников – эмитента, инвестора и андеррайтера. Разберемся с каждым из них более подробно: 1) Эмитент - субъект, который осуществляет выпуск облигации. Основная задача – получение заемного капитала для пополнения оборотных средств с целью реализации краткосрочных или долгосрочных проектов. Часто организации осуществляют продажу своих облигаций для проведения модернизации, замены устаревшего оборудования, внедрения новых линий продукции и так далее. Чем хороши корпоративные облигации для эмитента? Если сравнивать данный вид ценных бумаг с привычными акциями, то можно выделить целый ряд преимуществ. В частности, корпоративные облигации дают доступ к капиталу без перераспределения собственности между большим количеством участников (как это может происходить в случае с привилегированными акциями). Частные облигации пользуются большой популярностью у российских компаний, которым не выгодно выпускать акции по слишком низкой цене, «размазывая» доли уже существующих держателей акций. Особое внимание необходимо уделять стоимости размещения облигационных займов, которая зависит от нескольких составляющих – кредитоспособности и кредитной истории организаций, выступающей в роли эмитента. Цена заимствований будет уменьшаться при выполнении двух основных условий – развития рынка облигаций и увеличения доверия к эмитенту со стороны его инвесторов. 2) Инвесторы – покупатели частных облигаций. Кому больше всего интересны такие ценные бумаги? В первую очередь институциональным инвесторам, которые планируют на длительный период аккумулировать сбережения. Самыми популярными вкладчиками являются банки, которые занимают около 95% этого рынка. Остальная часть – независимые инвесторы и организации, занимающиеся коллективным инвестированием. Зачем инвестору частные облигации? Как мы уже упоминали, данный вид ценных бумаг – лучший инструмент для диверсификации инвестиционного портфеля. Что касается прибыли, то она много выше, чем по государственным ценным бумагам. Активные игроки рынка, а также крупные инвестиционные компании практически не работают с частными облигациями – они им не интересны. Основная причина – низкая ликвидность. В чем преимущества частных облигаций для инвесторов? Давайте вспомним, каким рискам в первую очередь подвержено лицо (организация), которая вкладывает свои деньги в рублевые ценные бумаги? Здесь всегда остается риск девальвации или уменьшения процентной ставки. В случае с частными облигациями данные риски минимальны, ведь выплаты имеют «купонный» характер, а ставка – плавающая и может меняться в зависимости от состояния рынка. Для многих инвесторов корпоративная облигация – это один из самых надежных финансовых инструментов, позволяющий получать стабильный доход внутри рынка своей страны. Какие правила действуют при таком виде инвестиций? При работе с ценными бумагами, в том числе и частными облигациями, всегда работало одно важное правило – чем больше риски, тем выше прибыль. Но сегодня так происходит не всегда. Бывает, что инвестиции в российские ценные бумаги оказываются крайне рискованными. Чтобы свести риски к минимуму, необходимо оценивать целый спектр различных рисков – отраслевые риски (связаны с тонкостями ведения бизнеса), риски заемщика (могут меняться, в зависимости от выбранной стратегии и структуры рынка), ликвидность и так далее. 3) Андеррайтер – еще один участник, о котором нельзя забывать. По сути, данную роль играют структуры, которые занимаются размещением облигаций той или иной компании. В качестве андеррайтеров могут выступать банки и крупные инвестиционные организации. В размещении ценных бумаг может участвовать целая группа андеррайтеров. Подобное размещение носит название консорциума. Какова цель «группового» размещения? Здесь андеррайтеры преследуют только одну задачу – уменьшить собственные риски. При образовании группы должен быть выбран один генеральный менеджер, который осуществляет координирующую функцию при размещении эмиссии, и принимает решение (совместно с эмитентом) по основным параметрам – сроку обращению, процентной ставке и виду облигаций.
Основные виды частных облигаций
В связи с развитием рынка и появлением различных категорий участников, появилась необходимость в разделении корпоративных облигаций на несколько основных видов: 1) Ипотечные (обеспеченные) облигации. Эти ценные бумаги могут выпускаться только в том случае, когда у эмитента имеются определенные активы. К слову, в качестве таковых может быть представлена не только недвижимость (земля, производственные и офисные помещения), но и продукция, которая в любой момент может поступить в продажу. Собственно, роль актива часто выполняют материальные ценности, которые компания планирует применять в течение длительного временного интервала. Компании-эмитенту запрещено осуществлять продажу залога без разрешения держателей частных облигаций. Если же эмитент не способен выполнить свои обязательства, то держатель облигаций имеет право конфисковать активы, выступающие в роли обеспечения. В дальнейшем активы могут быть проданы для компенсации основной суммы долга. При возникновении проблем у компании, последняя может создать выкупной фонд с целью постепенного выкупа своих же облигаций. К слову, данный метод кредитования – один из самых безопасных сегодня, поэтому рассчитывать на высокие дивиденды не стоит. Но не все компании способны гарантировать фиксированный залог. В этом случае заключаются сделки с плавающим обеспечением. Здесь в роли последнего может выступать, что угодно – как материальные, так и нематериальные активы. Известны случаи, когда в качестве залога предоставлялись долгосрочные контракты или торговые марки. Подобный инструмент часто используют компании, которые нуждаются в долгосрочном финансировании, но не имеют недвижимости для предоставления залога. Качество такого кредита намного ниже, поэтому инвесторы могут рассчитывать на более высокую процентную ставку. Чаще всего по облигациям с плавающим обеспечением не организовывается никаких гарантийных фондов. Это значит, что эмитент будет выплачивать исключительно проценты, а остальная сумма отдается по наступлению срока погашения облигации. Естественно, в случае с такими ценными бумагами необходимо учитывать уровень инфляции, который может «поглотить» часть их стоимости. Что касается конфискации активов при невыполнении эмитентом своих обязательств, то в случае с «плавающими» облигациями это запрещено. Но держатели облигаций могут потребовать вернуть свои средства путем ликвидации компании. 2) Необеспеченные облигации – это противоположность описанных выше ценных бумаг. Компания может заниматься их выпуском только в том случае, если имеет необходимый объем активов (или они у нее появятся после привлечения дополнительного капитала) для выплаты основной задолженности по ценным бумагам. Конечно, инвесторы обязаны проверить баланс компании и наличие средств на ее резервах, но это не всегда спасает. Качество подобных инвестиций сомнительно, поэтому и риски очень высоки. В связи с этим эмитент должен будет раскошеливаться на довольно внушительные процентные ставки. Компании редко когда занимаются выпуском таких облигаций. Разве что в том случае, когда не могут себе позволить выпуск более качественных ценных бумаг. В случае ликвидации компании и нехватки средств, инвестор может оказаться у «разбитого корыта», то есть средства возвращать будет просто неоткуда. 3) Конвертируемые необеспеченные облигации схожи с описанными выше необеспеченными ценными бумагами с одной лишь разницей, что их в любой момент можно конвертировать в долевые инструменты. В случае конвертации облигация аннулируется, а вместо нее осуществляется выпуск другой ценной бумаги, к примеру, акции. При этом каких-либо дополнительных платежей не требуется. Но это приводит к снижению уровня купона. Есть компании, которые выпускают облигации на иностранных рынках и, соответственно, в валюте другой страны. Они считают, что таким образом можно привлечь большее число инвесторов. При этом в каждой стране, которая занимается выпуском таких бумаг, присваиваются свои названия: в США – «янки», в Англии – «бульдоги», в Японии – «самураи» и так далее. 4) Корпоративные конвертируемые облигации выпускаются для ремонта и реконструкции дочерних предприятий компании или же выплаты существующего долга перед государством. По завершению срока действия такие облигации могут быть конвертированы в обычные акции. В роли владельцев ценных бумаг такого вида могут выступать, как юридические, так и физические лица.
Основные типы частных облигаций
Данный вид ценных бумаг делится: 1) По способу размещения. Ценные бумаги выпускаются по закрытой или отрытой подписке. В первом случае кредиты относят к категории «нерыночных», а во втором случае, наоборот, к «рыночным». Но нерыночные займы разрешены только избранным компаниям, у которых доходность ценных бумаг не ниже, чем у государственных. 2) По фиксации ставки. Частные облигации могут иметь фиксированную или плавающую процентную ставку. В последнем случае выплаты рассчитываются, исходя из расчетных индексов (может использоваться курс валюты, индекс доходности и так далее). При выборе облигации с фиксированной или плавающей ставкой необходимо учитывать свои цели. К примеру, если у компании ожидается уменьшение прибыльности в будущем, то лучше осуществлять выпуск облигаций с плавающей доходностью. Если же планируется рост производства и увеличение доходности, то лучший вариант – ценные бумаги с фиксированной ставкой. 3) По виду обеспечения. Мы уже говорили, что облигации могут быть обеспечены каким-либо имуществом, либо же быть необеспеченными. 4) По срокам обращения – долгосрочные (более пяти лет), среднесрочные (от года до пяти лет) и краткосрочные – до года. 5) Облигации отзывного типа с опционами. Подобные «колл» опционы позволяют отзывать ценные бумаги в любой момент. Облигация с «пут» опционом дают возможность инвестору требовать досрочного погашения.
Выводы
В завершении давайте поговорим, чем же так хороши корпоративные облигации? Руководители компаний часто стоят перед выбором, что лучше выбрать – кредит в банке или наладить выпуск корпоративных облигаций. Здесь ответ однозначный – корпоративные облигации всегда «на коне»: 1) При выпуске облигаций есть возможность распределить свою задолженность на несколько инвесторов. В случае с банком компания будет зависеть только от одного кредитора, который может оказывать различного рода давление на бизнес. 2) Оформление ценных бумаг занимает минимум времени – от 2 до 5 месяцев. В случае с кредитом времени уходит много больше, ведь приходится собирать огромное количество бумаг. 3) С облигациями гораздо проще управлять своими долгами. Достаточно своевременно покупать или продавать облигации на вторичном рынке. В случае с банком проводить подобные манипуляции сложнее, ведь кредитору не выгодно досрочное погашение задолженности. 4) Использование в обращении частных облигаций положительным образом влияет на кредитную историю компании и ее рейтинг. В связи с этим всегда можно рассчитывать на привлечение дополнительных инвестиций. Есть компании, которые выпускают облигации в первые несколько лет работы исключительно для того, чтобы заработать себе положительный рейтинг и имидж. 5) Объем инвестиций в случае с облигациями намного выше. Редко какие банки способны удовлетворить запросам крупных и развивающихся компаний. 6) Благодаря выпуску облигаций, можно получить необходимые средства на срок до пяти лет. Банки чаще всего не предоставляют кредиты на срок более трех лет. Преимущества на лицо. Удачи.