Наш дорогой читатель, имея опыт работы на финансовом рынке, разумеется, знает о том, что же собой представляет Initial Public Offering. В переводе с иностранного языка это словосочетание обозначает «первичное публичное размещение» ценных бумаг на бирже. Дальше в статье мы будем обозначать Initial Public Offering в виде аббревиатуры – IPO.
Выход на IPO
Не секрет, что IPO – процесс достаточно сложный и многошаговый. Эмитенту, выпускающему ценные бумаги, потребуется провести достаточно сложную аналитическую работу. В теории все достаточно просто – нужно просто получить положительный ответ на вопрос, готова ли компания превратиться в акционерное общество? Кроме того, IPO должно иметь под собой какую-либо почву – желание руководства привлечь дополнительный капитал в компанию для увеличения финансирования перспективных проектов или увеличение денежного оборота для дальнейшего развития.
Руководство компании не может не учитывать возможное стремление новоявленных акционеров внести какие-то коррективы в налаженную работу компании. В особенности, если один акционер купил достаточно большое количество акций – желание управлять эмитентом у него прямо пропорционально количество приобретенных ценных бумаг. А вот стоимость акций эмитента далеко не всегда зависит сугубо от результатов работы компании на рынке – изменчивый фондовый рынок может оказать подчас негативное влияние на стоимость акций компании.
Второй этап - первичное публичное размещение акций
Немного сумбурно, однако с первый этапом проведения IPO нам удалось разобраться. Этап под номером два - руководство компании, желающее привлечь дополнительный капитал путем выпуска акций, публикует решение об эмиссии. Здесь самое сложное и самое главное – подготовить пакет документации. Ключевой документ, необходимый для проведения Initial Public Offering – проспект эмиссии.
Что такое проспект эмиссии?
В этом документе отражается вся важная информация про эмитента (не забывайте – здесь прописываются также и факторы риска, которые определяются независимыми экспертами). Утверждает проспект наблюдательный совет компании. В проспекте находят свое отражение такие данные:
- Финансовая устойчивость эмитента
- Размер задолженности компании
- Конкурентоспособность компании в отрасли
- Данные про судебные процессы в отношении компании
- Зависимость бизнеса от клиентов, сотрудников, поставщиков.
Третий этап - проведение ipo
Самым насыщенным является третий этап при подготовке к IPO. Обойтись без сторонних специалистов здесь практически невозможно – потребуется собрать предварительные заявки, предоставить потенциальным инвесторам публикацию проспекта эмиссии. Очень важную роль будут играть андеррайтеры и маркет-мейкеры. Они выкупают эмиссию и размещают ее на площадках. Важный момент – эмитент должен максимально ответственно подойти к требованиям площадок, на которых он желает разместить собственные акции.
Если для развитых европейских стран и Запада IPO – явление чуть ли не повседневное, то Россия в этом отношении является аутсайдером. Впрочем, как показывает практика, отечественный фондовый рынок развивается очень быстрыми темпами – вполне вероятно, что по проистечении лет IPO станет обыденным явлением для рынка.
Вниманию инвесторов – насколько выгодны инвестиции в IPO?
Как показывает современная практика, инвестировать в ценные бумаги эмитентов, проводящих IPO на рынке – достаточно рискованно. История крупных рынков знает немало моментов, когда Initial Public Offering откровенно не оправдывал возложенных надежд. Не будем голословными и приводим конкретные примеры. Год 1997 – акции эмитентов первичного размещения набирают едва ли 15 процентов от цены предложения. В это же время стоимость ценных бумаг Standard & Poor's 500 Index увеличивается на 32% (что является очень хорошим показателем). Обратимся к вопросам, которые волнуют читателей. Прежде всего, какие цели преследуют андреррайтеры, участвующие в IPO? Здесь все достаточно просто – инвестиционные гиганты выделяют деньги для фактического «выкупа» ценных бумаг эмитента до момента попадания ее в листинг биржи. Выгода очевидна – инвестор заработает на разнице цен акций (цена до IPO и устанавливаемая стоимость на старте торгов). К слову, когда первичное размещение проводила знаменитая компания Фейсбук, конкуренция за право стать андеррайтором была очень велика.
Куда выставляются акции российских компаний и сколько они стоят?
Переходим к вопросу о цене акций. Мы уже писали выше, что цена акций компании будет напрямую зависеть от размера компании, направления ее деятельности, рентабельности. Свое влияние окажет и ситуация на рынке. Вернемся к пресловутому Фейсбуку – во время IPO за право разместить акции такой успешной и перспективной компании конкурировали множество площадок. Выгода площадок также очевидна – повышается объем торгов и общая ликвидность площадки. Не последнее значение играет также и престиж. Крупнейшие площадки отправляли своих представителей для демонстрации возможностей и преимуществ руководству соцсети. Кстати, акции социального гиганта были размещены на NASDAQ.
IPO российских компаний за границей
Мы не совсем верно озаглавили эту часть статьи – российские компании все-таки проводят IPO на отечественном рынке (не так давно на Московской бирже «Яндекс» провел дополнительное размещение акций). Однако такие прецеденты, скорее, исключения – российские компании предпочитают иностранные площадки. Непопулярность отечественных площадок лежит на поверхности. Главные факторы:
- Небольшая емкость рынка (в сравнении с иностранным);
- Откровенно сырой механизм защиты прав собственности.
Существует еще множество нюансов, о которых мы сейчас говорить не будем. Да, капиталы в нашей стране есть (и можно даже предположить, что объем капиталов в РФ даже больше, чем во всех странах ЕС), однако свободные активы размещаются обеспеченными людьми за пределами страны. Выходит такой себе замкнутый круг.
Что такое хорошо, что такое плохо – IPO
Первичное размещение для эмитента носит позитивный характер – компания развивается успешно и может претендовать на дополнительный капитал со стороны. Однако и недостатки здесь присутствуют – повышенное внимание со стороны регулирующих органов обеспечено. Да и под требования площадок подстроиться все-таки придется, как ни крути. Как показывает практика, далеко не всегда руководство компании после IPO превращаются в миллионеров. Риск снижения капитализации бизнеса еще никто не отменял. Финансовый рынок – очень тонкая сфера.