В пятницу 30 января на рынке нефти началась настоящая паника. Котировки барреля в моменте росли более чем на 9%! Это сильнейший рост нефтяных цен с 2009 года, когда мировая экономика начинала восстанавливаться и тянуть вверх котировки барреля. Сейчас цены уже находятся выше 52 долларов за баррель по марке Brent – максимум с начала января.
Однако в чем дело? Почему сейчас происходит такой резкий взлет цен, после очередного скачка недельных запасов в США, которые выросли более чем на 8 млн. баррелей, а также негативных данных по росту американской экономики в 4 квартале (предварительные данные показали рост ВВП на 2.6% при ожидавшихся 3.3%)?
Есть несколько вероятных причин такого аномального скачка цен. Во-первых, все больше западных нефтегазовых концернов заявляют о сокращении инвестиционной программы. Вслед за BP и Exxon Mobil, которые уже сократили программу в среднем на 5-10%, о сокращении инвестиций на 10% или 15 млрд. долларов в течение двух лет объявил также англо-голландский энергетический гигант Shell. При этом в первую очередь будут сокращены расходы на разработку новых месторождений, в особенности трудноизвлекаемых и сланцевых месторождений.
А ведь согласно данным крупнейших энергетических концернов, до 20% всей мировой нефтедобычи на сегодняшний день уже приходится на тяжелую нефть, в то время как доля легкоизвлекаемых энергоносителей продолжает сокращаться на фоне снижении легкой нефти и газа. В этих условиях возникают риски уже не переизбытка, а напротив дефицита энергии в мире, что может в конечном итоге привести к мировому энергетическому кризису.
Во-вторых, постепенно меняется позиция ОПЕК по ценовой политике, поскольку даже Саудовская Аравия уже начали терпеть значительные убытки в связи с экстремально низкими ценами. Так, один только дефицит бюджета королевства в этом году ожидается на уровне порядка 40 млрд. долларов, а всего же потери экономики составят до 150 млрд. долларов – это порядка 20% от ВВП. Даже с резервами в 700 млрд. это слишком много.
Кроме того, убытки терпят и западные страны. Как ни странно, но наибольшие потери от столь низких цен понесли именно США, которые постоянно заявляют о противоположном. Так, одни только сланцевые компании уже терпят убытки на десятки миллиардов долларов, а акции энергетических компаний в индексе S&P500 с июля месяца (когда нефть превышала 110 долларов за баррель) упали более чем на 20%. Из-за этого в частности американские пенсионные фонды и институциональные инвесторы потеряли 460 млрд. долларов. Кроме того, такие штаты, как например, Калифорния и Аляска, а также Техас (в принципе, это крупнейшие по объему ВРП регионы Америки) недополучат до 30% налоговых сборов или около 80 млрд. долларов, а в целом экономика этих штатов может потерять только в текущем году до 180-200 млрд. долларов.
В-третьих, нынешние цены являются аномально низкими не потому, что собственно они находятся ниже нормальных показателей, а потому, что цены падают в отсутствии кризиса глобальной экономики. Если в 2009 году все объяснялось мировым кризисом и страны ОПЕК не могли влиять на цены, поскольку падение объяснялось объективными факторами, а именно – сокращением спроса. Сейчас же динамика нефтяных котировок объясняется ценовыми войнами со стороны самих стран картеля.
Некоторые страны из-за низких цен (например, Великобритания и Нигерия) уже сократили добычу на 120-150 тыс. баррелей в сутки, при этом спрос растет в условиях высокой привлекательности текущих цен. В частности, именно этим можно объяснить резкий рост запасов сырья в США, который наблюдается уже третью неделю подряд.
И тем не менее, объяснять этими факторами, которые способны лишь в среднесрочной перспективе способствовать значительному повышению цен на нефть, тот резкий скачок, который наблюдался в последнюю торговую сессию минувшей недели, разумеется, нельзя. Так вот, основной причиной такой бурной динамики стали заявления ряда стран ОПЕК о резком росте цен в перспективе 1-2 лет из-за снижения инвестиций в разработку новых месторождений. Ранее глава картеля даже сказал предположение о возможных ценах до 200 долларов за баррель. Кроме того, довольно оптимистичны и прогнозы Royall Dutch Shell – энергетический гигант спрогнозировал скачок цен до 110 долларов за баррель в перспективе 1-2 лет. В этих условиях на рынке появились устойчивые ожидания скорой смены тренда по нефти, что и привело к такому резкому росту. Однако в ближайшие дни вряд ли можно ожидать продолжения столь позитивной динамики. Без поддержки цен со стороны ОПЕК все равно не приходится ожидать какой-либо существенной коррекции нефтяных котировок наверх.