Государственная система лицензирования

Государственная система лицензирования


Государственная система лицензирования – это комплексные действия уполномоченных государственных органов, которые включает в себя мероприятия по предоставлению, продлению, приостановление и прекращению выдачи лицензий на тот или иной вид деятельности. А также, это непосредственное регулирование и контроль за взаимодействием между участниками лицензионного процесса.
Система государственного лицензирования строго регулируется на законодательном уровне различными федеральными законами, постановлениями и прочими нормативно-правовыми актами.


Данная система состоит из таких понятий как:


- лицензируемый вид деятельности – деятельность, которая может осуществляться, только после того, как на неё будет получена лицензия;


- лицензия – разрешительный документ, который выдаётся после прохождения необходимых мероприятий, имеет установленный вид и является подтверждением права на занятие лицензируемым видом деятельности;


- требования лицензионные – комплекс условий, которые установлены настоящим законодательством, характеризующие тот или иной вид лицензируемой деятельности;


- лицензируемые органы – государственные исполнительные органы, которые занимаются всеми вопросами процесса лицензирования в Российской Федерации;


- держатель лицензий – физическое или юридическое лицо, которое получило право на использование лицензии для своего конкретного вида деятельности;


- кандидат на лицензию – юридическое или физическое лицо, которое обратилось в государственные органы, предоставляющие лицензию, и желает пройти необходимые процедуры для получения специфического документа.

 

alt="государственная система лицензирования"
Органы, выдающие лицензию, используют ряд важных принципов:


- обеспечение прав, интересов и защиты граждан, а также способствование безопасности государства;


- способствование целостности экономического фона на территории государства;


- формирование и усовершенствование списка видов деятельности, которые подлежат лицензированию;


- открытость и доступность процесса лицензирования;


- правовое регулирование лицензирования.

 

Требования для получения лицензии и условия отказа


Как и любой процесс, получение лицензии у государственных органов лицензирования характеризуется требованиями. Существуют обязательные и специфические требования.


Обязательные требования включают: соблюдение законодательных норм, санитарные, противопожарные правила, гигиенические аспекты и все пункты для отдельных видов деятельности.


Наряду с обязательными требованиями, отдельную важность имеют специфические требования. Они предъявляются к отдельному кандидату, который проходит процесс получения лицензии. Дополнительные требования прописаны в отдельных постановлениях для каждой конкретной деятельности.


Каждая лицензия имеет свой срок и территорию, на которой она действует. Когда заканчивается срок или меняется место расположения лицензиара или его деятельность, то эти изменения должны быть внесены в необходимые уставы.


Для получения лицензии, субъект должен написать заявление установленного образца, в котором содержаться все главные данные: причина, вид деятельности, срок, месторасположение. Собрать необходимый пакет документов. Далее, государственные органы лицензирования рассматривают заявление, принимают решение на основании определённых критериев. Если условия соблюдены, то лицензия будет выдана в течении трёх недель после принятия решения.


Но, всё же, бывают случаи, когда государственные органы выдачи лицензий отвечают на заявление отказом. На это есть определённые основания:


- недостоверность информации, которую подаёт соискатель;


- когда субъект не соответствует требованиям, выдвигаемым органами власти;


- если экспертиза показала отрицательный результат после проведения необходимых проверок.


Экспертиза, которая выполняет проверку всех данных соискателя, носит секретный характер, защищена от внешних вмешательств, защищена от утечки.


Если соискатель неудовлетворён принятым решением, он может оспорить его согласно законодательству.


Уполномоченные органы могут остановить или полностью аннулировать лицензию в таких случаях:


- если лицензиат сам написал заявление на приостановление или аннулирование лицензии по своим субъективным причинам;


- когда данные, предоставленные для получения лицензии, со временем будут признаны неправдивыми;


- если лицензиат нарушил правила, установленные государственной системой лицензирования;


- закрытие предприятия, самостоятельно или по решению суда.


Процесс аннулирования заключается в следующих аспектах:


- непосредственное принятие решения, которое побуждает к приостановлению или аннулированию;


- сообщение об этом лицензиату в форме письма;


- как только получено письмо лицензиатом, мгновенное исполнение его в силу;


- после выполнения требований, необходимых для восстановления лицензии, обязательное вступление в силу данного процесса.

 

Основные функции и принципы государственной системы лицензирования


Каждая система создана для чего-то конкретного, система лицензирования не является исключением, поэтому она выполняет определённые функции.


Система представлена органами лицензирования, именно их деятельность носит такие функции:


- организация процесса лицензирования;


- проведение необходимых оценочных мероприятий, позволяющих принять правильное решение относительно выдачи лицензии;


- анализ документов и заявлений для получения лицензии;


- непосредственная выдача лицензий;


- выводы по приостановке лицензий или их аннулирование;


- создание различных методических пособий, призванных улучшить и развить процесс лицензирования;


- создание перечня лицензий, которые выданы, приостановлены или аннулированы.


Система лицензирования должна осуществлять контроль, разрабатывать новые мероприятия, проводить техническую оснащенность, для того, чтобы данная система работала как можно лучше и приносила пользу данной сфере и государству в целом.


Также следует учесть, что государственная система лицензирования должна обеспечить защиту информации. Это позволит привлечь иностранных инвесторов для видения своей деятельности в Российской Федерации.

 

alt="государственная система лицензирования"
Принципы государственной системы лицензирования:


1. Обоснование отнесения конкретного вида деятельности к определённой категории.


2. Формирование закрытого списка видов деятельности, подлежащих лицензированию.


3. Следование конкретным, предусмотренным критериям процесса лицензирования на всей территории государства.


4. Следование полномочиям субъектов лицензирования.


5. Введение минимизированного перечня документов, необходимых для получения лицензий.


6. Контроль выполнения функций, возложенных на систему государственного лицензирования.

 

Непосредственным вектором направленности системы лицензирования является предприниматель, потребитель и государство.


Для предпринимателя система призвана обеспечить:


- упрощение деятельности и формирование новых структур бизнеса;


- уменьшение затрат, необходимых для получения лицензии.


Потребителю обеспечить:


- защиту от опасных и вредных товаров и оказания некачественных услуг;


- возможность обеспечить поддержку потребителю, если то обратится в суд для решения конфликтных ситуаций.


Государству система необходима для:


- правильного и эффективного функционирования предпринимательской деятельности и рынка товаров и услуг;


- создания ситуации, в которой будет соблюдено соотношение интересов субъекта хозяйствования, потребителя и государства;


- пополнения бюджета государства, путём установления тарифов на получение и продление лицензии.

 

Нормативно-правовой аспект лицензирования в РФ


Развитие процесса лицензирования в ведущих странах мира, является эталоном для нашей государственной системы лицензирования. У них чётко отработан момент взаимосвязи между лицензионной и государственной деятельностью.


Российское законодательство в этой сфере начало развиваться только в начале 90-х годов. В начальных законах был только факт возможности процесса лицензирования предпринимательской деятельности, но не было упомянуто ни о перечне видов деятельности, ни о способах контроля и регулирования мероприятии. Это значительно усложняло и замедляло эффективность экономических процессов в государстве.

 

alt="государственная система лицензирования"
Развитие данной отрасли хозяйства было медленным и имело определённые сложности. Недостаток заключался в том, что необходимо было ввести единые правовые нормы, а сделать это без особой подготовки не представляло возможности. Те постановления, которые принимались в то время, не имели надлежащей гибкости и универсальности, не затрагивали интересы всех сторон процесса лицензирования.


К 1995 году, лицензирование около 35 видов деятельности происходило по отдельно взятым законам. Но, так или иначе, эти законы не предусматривали причин, по которым субъекту необходимо было получать лицензию на тот или иной вид деятельности. Не была разработана специфика прохождения процесса получения лицензии. Государство слишком поздно взяло на себя ответственность за данный процесс и подвергло его сложностям, которые отразились на всей системе в целом.


В конечном итоге, после долгих попыток, было принято Постановление, которое имело свои особенности:


- изучение способов и целей, разграничение видов деятельности, установление методики ведения процессов получения лицензии, предоставление особых полномочий федеральным ведомствам, для повышения эффективности работы государственной системы лицензирования;


- обобщение и обработка списка видов деятельности, на которые необходимо наличие лицензии, согласно проведению детальной экспертизы и повышению контроля;


- упрощение для лицензиаров, путём закрепления срока действия документа – 3 года, и отсутствие ограничения свыше;


- утверждение того, что установление тарифов за получения лицензии является следствием отсутствия прибыли от данной деятельности;


- разделение функций различных органов власти, которые способствуют развитию лицензионной деятельности.


С этим Постановлением был сделан очень важный шаг на встречу к усовершенствованию и правовому регулированию на всех уровнях государственной власти. Это, безусловно, гораздо лучше, чем было в самом зарождении процесса, но есть, куда расти. Законодательство должно без остановок развиваться и совершенствоваться в данном направлении.


В 1998 году в России был принят Закон, который затрагивал лицензирование отдельных видов деятельности. Проведя анализ данного документа, можно сказать, что он расширил и усовершенствовал отдельные понятия, сделав их более доступными. Более детально были описаны функции органов лицензирования, их полномочия и значения для государства.

 

Система лицензирования в США


Лидером по продаже лицензий во всём мире являются Соединённые Штаты Америки. Вся система государственного лицензирования взаимодействует с патентной деятельностью и обеспечивает эффективное развитие интеллектуальной сферы. Это стимулирует процесс изобретательства и развивает экономику страны в целом.


Система государственного лицензирования в США развивалась при активном участии компетентных людей в разных сферах общества, ученых, профсоюзов. Эти стороны процесса намного важнее, чем само государство.


Процесс лицензирования изобретений и патентов представлен также такими субъектами:


1. Учреждение, которое контролирует процесс поиска инвесторов.


2. Организация, которая возглавит процесс оформления документов.


Конечно же, любой изобретатель в такой стране как Соединённые Штаты, может сам заниматься получение лицензии, но так это процесс существенно затянется и приведёт к потере времени и денег. А это противоречит принципам данного государства.


В итоге, можно сказать, что в России делается всё возможное, чтобы усовершенствовать государственную систему лицензирования, разрабатываются законы, вкладываются средства, также, необходимо принимать во внимание зарубежный опыт успешных стран.

  • закон
  • лицензия
  • контроль
  • Государственная система лицензирования
  • нормативно-правовой аспект
  • деятельность
  • права.
X

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP