Закон о государственном бюджете
Всем нам каждый день приходится тратить определенные средства для обеспечения своих нужд. Это еда, проезд в транспорте, оплата коммунальных услуг, затраты на коммуникации, откладывание определенных сумм на приобретение одежды и обуви, развлечения и путешествия.
Основные положения о бюджете
Все это в идеале укладывается в нормативы трат, которые должны быть в гармонии с доходами. Именно эта система предполагает самую простую модель бюджета. Ведь все самое важное и серьезное имеет абсолютно простые и понятные корни. Каждая домохозяйка вполне имеет право претендовать на место составителя бюджета, ведь именно сметы расходов и доходов домохозяйств формируют основной финансовый документ страны. Его в свою очередь регулирует один из наиболее важных, даже на общегосударственном уровне документ - Закон о государственном бюджете.
Когда оговариваются доходы и расходы на уровне домохозяйства, учитываются исключительно те суммы, которые зарабатывают члены семьи в совокупности по фактическим поступлениям и расходы по уровню срочности и необходимости. То есть тоже в итоговом выражении. Законодательный акт рассматривает как поступления, так и расходы кроме суммового значения в процентном соотношении.
Это необходимо для того, чтобы соблюдать поступление необходимых средств и отчислять средства на различные программы. Однако при этом ни одна статья не должна выходить за пределы допустимых значений. Закон соблюдает эти правила очень четко, потому что при малейших нарушениях происходит дисбаланс экономических процессов, что в дальнейшем может привести к глубоким кризисным явлениям.
Нюансы государственного устройства
Особенности бюджетного устройства определяются общественной формой устройства государства. Исторически сложилось так, что на сегодняшний день существую две формы - унитарное и федеративное. Отличия между ними весьма значительные и определены свойствами системы формирования основного бюджетного документа:
• Унитарная система предполагает наличие государственного бюджета и местных бюджетов, а именно городских и районных. Средства поступают в государственную казну, а затем путем централизованного распределения поступают получателям средств. При этом большая доля поступлений от различных источников остается в общегосударственном бюджете. Области, города и районы получают небольшую долю на осуществление собственных программ, улучшение социально – бытовых условий населения, строительство дорог и мостов. В этом случае обычно процветает столица государства и высший административный аппарат, что часто приводит к социальному напряжению в обществе, что характерно частыми внеочередными выборами и другими аналогичными, но чисто номинальными акциями.
• Федеративная система построения государственного механизма отличается тем, что ее финансовый документ состоит из совокупности бюджетных сегментов. Это федеральный, бюджеты субъектов федерации, каждого органа местного самоуправления, государственного или внебюджетного фонда. Здесь проявляется принцип сбалансированности затрат и поступлений, тем более, что каждый субъект бюджетирования имеет возможность распоряжаться своими средствами. Это тип взаимоотношений предполагает оседание большинства доходов в тех местах, где они зарабатываются. То есть, регион, где государственная копилка наполняется наиболее интенсивно, получает большие материальные блага на проведение работ и осуществление программ, утвержденных органами местного самоуправления.
Проще можно сказать следующее – кто лучше работает, тот больше зарабатывает, а кто лучше зарабатывает, тот лучше живет. Несмотря на то, что этот принцип, который регламентирует Закон о государственном бюджете, достаточно справедлив, население экономически состоятельных районов получает все материальные и социальные блага, и у него есть существенные недостатки. Они заключаются в том, что экономика – это объективная реальность и все ее механизмы основаны на ресурсах.
В этом контексте следует учитывать, что наравне с процветающими и успешными районами существуют депрессивные регионы и области. Это связано со скудностью природных и материальных ресурсов, отсутствием развитой промышленной базы и сопутствующей инфраструктуры, недостаточностью трудовых ресурсов или их низкой профессиональной подготовкой. Поэтому, казалось бы, при федеральном устройстве некоторые области буквально обречены жить по остаточному принципу. Так проявляется дисбаланс и недостатки федеральной системы. В таких случаях поддержка таких районов осуществляется за счет государственного бюджета.
Бюджетная схема
Закон о государственном бюджете предусматривает построение бюджетной системы на принципах федерализма, то есть особенность нижестоящих бюджетов состоит в том, что они не входят собственными расходными и доходными статьями в бюджеты вышестоящего уровня, их по праву можно назвать обособленными и функционирующими в автономном режиме. При этом существенная связь между различными уровнями бюджетов определяется следующим образом.
Бюджеты вышестоящего уровня должны оказывать финансовую поддержку нижестоящим. Это происходит в исчислении дополнительного финансового ресурса, каким являются предоставление субсидий, дотации, субвенции, кредиты, ссуды. Необходимо учесть, что кроме законодательных и подзаконных актов, формирование и распределение бюджета происходит в соответствии со статьями Конституции, как основного государственного документа. Кроме этого, отечественное регулирование финансовых отношений этого характера происходит на основании бюджетного кодекса.
Термин и его расшифровка
Что же такое бюджет. Документ, о котором говорят практически все наши соотечественники, спорят политики, происходят конференции по его обсуждении, проводятся референдумы и опросы населения. Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый в конце 1998 года, дает следующее определение и трактовку этого термина. Бюджетом называются формы образования и расходования фондов финансовых средств, предназначенных для осуществления финансирования каждой функции и задачи государства на уровне местного самоуправления. Каждому из бюджетов присуще выполнять свои, четко определенные и регламентированные функции. При этом деятельность координирующего центра возлагается на бюджет федерального уровня. Свод всех уровней данной финансовой системы носит название консолидированного бюджета.
Бюджетные отношения
Бюджет является достаточно своеобразным документом, координирующим финансовые взаимоотношения, которые складываются у государства с субъектами предпринимательской деятельности, государственными и общественными организациями, учебными и лечебными учреждениями, также в обязательном порядке с населением.
В технологию отношений этого уровня финансирования различных статей расходной и доходной частей входят следующие позиции:
• Являются частями финансового оборота.
• Участвую в распределительных процессах, непременным участником которых являются государственные органы.
• Четкая связь формирования и использования централизованных фондов денежных средств, который предназначен для полного или частичного удовлетворения общегосударственных нужд и потребностей.
• Отличаются достаточным разнообразием, потому что благодаря им опосредуются различные направления процесса распределения между всеми секторами экономики, где участвуют сферы общественной деятельности, отрасли народного хозяйства, территории страны, охватывающие все уровни ведения федерального, республиканского, местного типа.
Бюджетные отношения характерны объективным типом ведения. Это обусловлено тем, что государство ежегодно концентрирует определенную долю национальных доходов, необходимых для решения социально-культурных вопросов. Таким образом, осуществляются потребности граждан, решение задач обороны государства, покрытие общей суммы издержек и непредвиденных расходов для координации функций государственного управления.
Результативность работы Закона
Логическим итогом работы государственных регуляторов, основным из которых является Закон о государственном бюджете, становятся соответствующие денежные, то есть материально-вещественные воплощения. Таким образом, происходит материализация, овеществление бюджетного фонда страны, который обладает сложной организационной структурой.
Конкретные величины формируемого фонда, осуществляют следующие функции:
• Отражают степени уровня централизации всех финансовых ресурсов в казне государства.
• Логически и систематически зависят уровней развития региональной экономики, методик хозяйствования предприятий, организаций, учреждений.
• Регулирует решение обществом различных типов экономических, политических и социальных задач.
• Предоставляет возможность развития регионов на основании местной специфики и возможностей, ментального подхода к развитию общества и употреблению нужд национальных меньшинств в районах, которым присуща определенная специфика.
• Присутствие колоритных местных особенностей, как то культурные, исторические, религиозны центры, необходимость сохранности национальных особенностей и традиций требует создавать заповедники. Бюджетные и другие ассигнования, в том числе частных лиц и благотворительных фондов позволяют сохранить наследие наших предков.
Закон о государственном бюджете регулирует функции государственного бюджета в любом из государственных устройств. Он помогает реализовать через распределительную, контрольную или парораспределительную функции процессы концентрации материальных средств в государстве и возможности их оптимального использования. Определяет общегосударственные потребности, предоставляет о своевременности и полноте финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение государства, фактическое определение пропорций распределения бюджетных средств, эффективности их использования.
Особенностями государственного бюджета, который является экономической категорией, накладывающей значительный отпечаток и на выполнение ими присущих функций, являются содержание выполняемых процессов, сферы и объекта их действия. Концептуально основными функциями государственного бюджета являются накопительная, распределительная и контрольная, что четко регулирует
Конституция и законодательные акты
Основными показателями государственного бюджета являются следующие статьи и категории экономических показателей:
1. Уровень доходов.
2. Поступления от официальных трансфертов.
3. Расходная часть, которая не должна превышать затраты.
4. Расчет сумм кредитования минус поступление от погашений, то есть уровень чистого кредитования.
5. Суммы превышения доходов над общими расходами. То есть формирование выводов о возможностях государства - появлении профицита или превышения расходной части над доходной - дефицита.
Что зависит от дохода
Особенность доходов состоит в следующем. Доходы являются обязательными безвозвратными платежами, поступающими в казну. Они разделяются на два вида, это спектр текущих и капитальных поступлений. Текущие финансовые вливания формируются из налоговых и неналоговых поступлений. От доходов зависит все, что связано не только с экономикой страны. Стабильность политики и согласие различных политических и общественных течений, удовлетворенность населения жизнь и обеспеченностью бытовых условий, спокойствие на улицах и на границах государства, банальная возможность каждый день отвести ребенка в детский садик или школу, получить очередное высшее образование, хорошо оплачиваемая работа и уверенность в достойной старости. Все это и многое другое предоставляет отечественный Закон о государственном бюджете.