Контроферта

Контроферта – более привлекательный в отношении условий сделки вариант оферты, созданный для удовлетворения запросов покупателя. Текст контроферты частично или полностью отличается от первоначального, менее выгодного предложения. Контроферта чаще всего используется во внешнеторговых отношениях.


По законам РФ лицо, получившее предложение оферты, должно дать четкий безоговорочный ответ (акцепт). Если получатель оферты выдвигает дополнительные условия или требует их изменений, то такая позиция является отказом. На этом фоне у оферента есть два варианта  - направить контроферту (предложение с лучшими условиями) или продолжить поиск нового покупателя.

 

Оферта и контроферта

 

Оферта в России часто применяется в сфере предпринимательской деятельности. Когда продавец выступает в роли инициатора предложения, он отправляет покупателю свое условие сделки (оферту). В отправленном документе четко сформировано предложение, оформленное в письменном виде и направляемое покупателю для изучения. Основная цель продавца – реализовать товар на наиболее выгодных для него условиях. В свою очередь покупатель может дать свое согласие на сделку или отказаться от нее.

На сегодня есть два основных вида оферты:

 

1. Твердая. Суть документа – отправка предложения покупателю в письменной форме. Суть содержания - условия покупки партии интересующего товара. В твердой оферте четко указываются сроки, в течение которых продавец не имеет права обращаться с аналогичным предложением к другому покупателю. Таким образом, продавец оказывается на какой-то период связанным своим же предложением. Если покупатель согласен с условиями сделки, то змежду сторонами сделки заключается договор.


2. Свободная. Особенность такой оферты – в отсутствии срока для ответа со стороны покупателя. При этом продавец не связан обязательствами и может отправлять предложения другим потенциальным покупателям. Если покупатель согласен на предложенные условия, то составляется твердая контроферта. Как только происходит подтверждение покупающей стороны, сделка считается совершенной. При этом продавец имеет право акцептировать самую выгодную контроферту, которая поступила от покупателей.

виды оферты
С учетом вышесказанного можно выделить еще два вида договоренностей между продавцом и покупателем:


1. Контроферта. Это встречное предложение от продавца, которое учитывает условия покупателя. Его особенность – наличие желаемых изменений по условиям сделки (к примеру, сроков поставки товара, цене и так далее).


2. Акцепт – это безоговорочное согласие покупателя на заключение сделки. В этом случае оферта вступает в силу с момента дачи положительного ответа.

отличие контроферты от акцепта
Предложение оферты может направляться в двух случаях:


- по инициативе продавца, который принял решение о реализации товара;
- в ответ на запрос продавца. В этом случае задача оферента как можно быстрее отправить оферту потенциальной стороне сделки с условиями, которые в полной мере удовлетворят его запросы.


Если ответ не присылается в течение оговоренного срока, то это равносильно отказу от каких-либо соглашений с оферантом. Как следствие, последний освобождается от своих обязательств по сделке. Чаще всего практика «молчаливых отказов» больше применяется среди хорошо известных компаний, которые зарекомендовали себя на рынке и имеют солидный оборот. Что касается начинающих предпринимателей, то они отправляют отказ в вежливой форме или высказывают свои пожелания. В этом случае продавец может составить встречное предложение – контроферту или проигнорировать пожелания покупателя. В большинстве случаев оферент формирует новое предложение, которое будет наиболее выгодным для двух сторон сделки.


В случае со свободной офертой почти во всех случаях предприниматели пользуются практикой молчаливого отказа, ведь сама суть документа не подразумевает каких-либо обязательств с любой из сторон.


При этом серьезные экспортеры чаще всего отправляют твердые контраферты. С их помощью можно быстрей заинтересовать потенциального клиента. Что касается свободных оферт, то они больше используются для предварительного ознакомления с товарами, особенностями сотрудничества с партнером и самим рынком.

суть заключения оферты
Оферта может составляться в нескольких основных формах:


1. Деловое письмо. Данный метод подготовки является наиболее популярным в практике внешнеторговых отношений. При этом он является универсальным. Зачастую деловое письмо может направляться постоянному партнеру или компании, с которой еще не велось никаких дел в прошлом.


2. Комплект бумаг. В этом случае покупатель получает целую группу документов с техническими и коммерческими условиями. Такой вид предложений чаще всего направляется для реализации сложной продукции, которая нуждается в подробном описании. При этом технические условия выступают в качестве дополнения к основному документу оферты.


3. Проект контракта. В этом случае продавец (оферент) отправляет полноценный проект будущего соглашения, в котором прописаны окончательные условия будущей сделки и ее особенности. Такой вид оферты наиболее популярен при работе с уже хорошо знакомыми клиентами, от которых знаешь, чего ожидать. При этом покупателям известны условия сотрудничества, и они по умолчанию дают свое согласие на совершение сделки. При необходимости основные моменты могут обговариваться по телефону или при личной встрече.


4. Типовая оферта. Суть документа – указание обычных условий продажи товара. Такой вид оферты часто применяют компании, которые хорошо известны на мировом рынке и отличаются большими объемами сделок. Чаще всего на бланке документа нанесены все условия договора. При этом оферент заполняет не все поля, а только те, которые касаются индивидуальных условий операции – сроков, цены, количества и так далее.

 

Кроме этого, оферта может составляться в нескольких видах:

 

- в письменном. В этом случае документ может отправлятсяь по факсу, телеграфу, электронной почте и так далее;

- в устном. Все вопросы обговариваются по телефону или при лично;

- в смешанной форме. В этом случае отправляется оферта, а часть условий оговаривается в личной форме.

формы оферты
При составлении оферты и контроферты выдвигается ряд требований к документу. Это важно, ведь от качества составления письма во многом зависят перспективы заключения договора. Покупатель должен понимать, чего от него хочет оферент, какие условия сделки он может получить, в чем преимущества сделки конкретно для него. При этом со стороны продавца достаточно выполнения всего двух основных условий:


- текст документа должен быть как можно более кратким;
- в оферте должны отображаться следующие условия поставки - стоимость товара, его цена, поставочные сроки, условия выплат, характер тары, порядок сдачи-приема, санкции в случае невыполнения договора и гарантии совершения сделки со стороны продавца. Обязательное условие – наличие юридического адреса оферанта.


При этом в договоре не всегда могут прописываться указанные выше условия. В некоторых случаях стороны могут обговарить основные позиции заранее, а в оферте указывать только основные данные по сделке – качество товара, его количество, предмет сделки, сроки поставки и так далее. По остальным условиям ссылка может делаться на другой, ранее оформленный договор.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

  • оферта
  • контроферта
  • твердая оферта
  • свободная оферта
  • виды оферты
  • формы оферты

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP