Свободная оферта – вид оферты, который не предусматривает четко установленных условий предложения купли/продажи, поступающих от оферента. При подаче свободной оферты сторона-продавец осуществляет предложение на продажу конкретной партии товаров для широкого круга лиц (потенциальных покупателей). При этом оферент (как и потенциальный покупатель) не берет на себя обязательств, установленных в оферте, до того момента, как на предложение не поступит акцепт – согласие.
Сущность свободной оферты и ее специфика
Свободная оферта – предложение о сделке, которое поступает от оферента стороне-акцептанту (покупателю). При подаче свободной оферты круг лиц-акцептантов не ограничен, то есть, согласие на проведение сделки могут дать все потенциальные покупатели, которым поступило предложение на куплю/продажу товаров.
Данный вид оферты предусматривает гибкий договор, в котором отсутствуют существенные условия сделки, например, сроки получения акцепта (согласия). В этом состоит ключевое отличие свободной оферты от твердого предложения, поступающего от продавца.
Ключевая цель, которую преследует оферент, подающий свободную оферту – мониторинг рынка. С ее помощью можно оценить спрос на конкретную группу товаров, цены, по которым покупатели готовы проводить сделки и т.д. В виду этого, свободная оферта – вид предложения, который наиболее часто используется в тендерах (наравне с публичной офертой).
Контрагентами (сторонами-участниками) свободной оферты являются:
- сторона-оферент – лицо, подающее предложение на сделку (с куплей/продажей товара или группы товаров);
- сторона-акцептант – потенциальный покупатель, готовый осуществить сделку на условиях, прописанных в оферте.
Несмотря на гибкость условий свободной оферты, любой договор подобного предложения должен отображать:
- предмет сделки;
- цены предлагаемого товара;
- вид сделки (сбыт или закупку);
- права сторон (контрагенты защищены от нарушений условий договора пунктами о собственных правах, которые в него внесены);
- систему расчета за сделку (метод оплаты);
- контактную информацию оферента, которую может использовать лицо-акцептант в случае принятия предложения.
Характерной особенностью свободной оферты считается отсутствие сроков ожидания согласия (акцепта) от потенциального покупателя. Фактически, если акцептант дает акцепт на свободное предложение – он должен подтвердить его твердой контрофертой. Твердая контроферта – это официальный документ, который подтверждает, что покупатель согласен с условиями продавца (с предлагаемой ценой, сроками и системой оплаты, видом товара и т.д.).
Отсутствие акцепта не рассматривается в качестве автоматического согласия потенциального покупателя.
Свободную оферту подают в двух формах потенциальным покупателям:
- в письменной – без указания четких сроков согласия покупателя, но с указанием существенных условий сделки;
- в устном, когда предложение и акцепт не фиксируются документально.
Таким образом, можно заключить, что свободная оферта имеет свои специфические черты, к которым относят:
- гибкую форму подачи предложения (как в устной, так и в письменной форме);
- гибкие условия сделки (без указания сроков акцепта);
- возможность подачи предложения физическим/юридическим лицам;
- возможность отозвать предложение (в противовес безотзывной оферте);
- возможность переадресации предложения нескольким контрагентам одновременно (в отличие от твердой оферты).
Специфика акцепта свободной оферты в России
Ключевая цель оферента, подающего свободную оферту – получение акцепта со стороны покупателя с одновременным мониторингом рынка. Согласно статье 438 ГК РФ, потенциальный покупатель должен дать безоговорочное согласие на проведение сделки (с возможностью изменения пунктов договора оферты в свою пользу). При подаче письменной свободной оферты предложение считается акцептованным (согласно ГК России ст. 441), если потенциальный покупатель не отклонил сделку до срока, установленного законом в отношении подтверждения оферты.
Если оферент подавал предложение в устной форме, то акцепт может быть утвержден без предоставления письменного согласия, а только на основании устного акцепта от согласившейся стороны.
Фактически согласие покупателя с условиями свободной оферты не тождественно заключению договора. Чтобы сделка считалась заключенной оферент и акцептант должны выполнить условия договора. В частности, от оферента требуется предоставление продукции в полном объеме (который фигурировал в качестве предмета сделки). В свою очередь, акцептант должен оплатить предлагаемый товар согласно системе и срокам, указанным в договоре. При этом ему необходимо предъявить документальное свидетельство оплаты.
Участники сделки несут не только обязательства, но и ответственность за проводимую сделку. Если сторона-оферент не выполняет условия оферты, то она может быть привлечена к ответственности на основании ст. 435 пункт 2 ГК РФ. Мерой ответственности могут выступать штрафы, полная компенсация расходов, которые понес акцептант и т.д. Аналогично этому ответственность несет и другая сторона – потенциальный покупатель.