Оферта

Оферта – фактически это предложение на проведение сделки, которое продавец (оферент) адресует получателю. Получателями могут выступать физические лица, а также круг юридических контрагентов. Договор оферты содержит ключевые условия контракта, поэтому, принимая его, получатель автоматически соглашается на сделку на конкретных условиях, становясь акцептантом. Оферта может заключаться как в письменной твердой форме, так и в устной.

 

Специфика понятия и договор оферты

 

Оферта – фактически это предложение на проведение сделки, которое продавец (оферент) адресует получателю. Получателями могут выступать физические лица, а также круг юридических контрагентовВ более широком смысле оферта – это договор о сотрудничестве двух сторон, которые вступают в отношения, регулируемые прописанными условиями предложения. Сам договор отличается конкретикой, четкостью намерений продавца, которые излагаются в следующих пунктах:

 

  • в предмете договора;
  • в стоимости конкретного товара;
  • в сроках оплаты и доставки;
  • в правах двух сторон;
  • в штрафных санкциях за несоблюдение договора.

 

На практике нередко смешиваются понятия оферты с коммерческим предложением (КП) – не всякое коммерческое предложение может считать офертой. Договора КП имеют более свободное содержание, в них могут опускаться такие пункты как: штрафные санкции, права сторон. Но, главное, в КП прописанные цены на продукцию могут со временем потерять актуальность (под действием девальвации, инфляции и т.д.), тогда как в оферте указанная стоимость является конечной.

 

Договор оферты заключается по стандартному механизму: сторона-продавец указывает приемлемые условия сделки, а сторона-получатель соглашается с ними или отклоняет. Характерно, что получатель вправе частично изменить условия договора, внеся в него собственные пункты – тем самым он становится акцептантом.

 

Для составления оферты используется стандартная форма, в которой отражены:

 

  • стороны-контрагенты;
  • обязательства и права сторон;
  • форма и система оплаты;
  • стоимость товара, номер партии;
  • сроки получения ответа на оферту;
  • все реквизиты и личная подпись оферента (если этого требует договор).

 

Согласно ГК РФ (ст.440, 441) оферта вступает в силу в момент, когда лицо, отправившее договор, получает согласие стороны-акцептанта. Характерно, что молчание покупателя не становится автоматическим согласием на проведение сделки, если только этот момент не предписан законодательно или не вытекает из деловых отношений сторон, существовавших ранее.

 

Гражданский кодекс России четко определяет момент, когда договор оферты признается заключенным. Заключение сделки происходит после оплаты счета и документального подтверждения этого акта (к примеру, при переносе домена на документ). Как правило, при заключении договора оферты не требуются подписи ни оферента, ни акцептанта. Подписи ставятся только в случаях, если это прописано отдельным пунктом договора.

 

Оферта и ее основные виды

 

Оферта – документ, который упрощает процедуру сделки между оферентом и акцептантомВ настоящий момент в международном праве принято разделять договора оферты по видам. При этом классификация включает:

 

  • публичную оферту;
  • свободную оферту;
  • твердую оферту;
  • безотзывную оферту.

 

Публичная оферта – предложение на сделку, адресованное неопределенному числу лиц. Подобный договор также содержит четкие условия оферента, на которых он желает совершить сделку. Сделка заключается с теми лицами, которые дали положительный ответ. Подобный вид оферты тесно связан с рекламой. Реклама может рассматриваться в качестве оферты в случае, если в ней указан предмет договора и цены. Если акцептант принимает условия рекламы, то рекламодатель (продавец/изготовитель продукции) автоматически начинает нести ответственность за рекламное предложение.

 

 

Свободная оферта – договор, который предлагается кругу потенциальных акцептантов (наиболее часто – покупателей). Такой вид договора на сделку не имеет временных ограничений (по поводу ответа на предложение, о сроках действия оферты и т.д.). То есть, он не связывает никакими обязательствами акцептанта и оферента. Наиболее часто подобный вид договора применяется в тендерах и при изучении рынка.

 

Твердая оферта–это четкий договор, адресованный конкретному лицу, отражающий все нюансы сделки. Твердая оферта подается исключительно в письменном виде, при этом прописываются сроки, в течение которых оферент должен нести обязательства по продаже. Если в этот период покупатель дает свое согласие – сделка считается заключенной.

 

Безотзывная оферта– документ, согласно которому оферент не имеет права отозвать свое предложение, пока сторона-акцептант не даст согласие на проведение сделки. Такая оферта адресуется широкому кругу лиц, например, акционерам, покупателям конкретной продукции и т.д. Наиболее часто этот вид оферты используют компании-эмитенты, предлагающие выкуп/погашение ценных бумаг.

 

 

Вывод

 

Оферта – документ, который упрощает процедуру сделки между оферентом и акцептантом. Четкие условия договора с указанием всех значимых пунктов сделки привели к широкому использованию оферты в рамках международных торговых отношений и тендеров.

  • оферта
  • оферент
  • акцептант
  • публичная оферта
  • коммерческое предложение.
X

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP