Листинг

Листинг (от англ. List) – процедура, которая означает, что тот или иной объект включается в список как соответствующий выдвинутым требованиям. Термин «листинг» чаще всего ассоциируется с фондовым рынком, где под листингом подразумевается допуск акций компании к торгам, однако, как явление присутствует почти везде. Например, магазин розничной торговли, производя отбор поставщиков, также производит листинг.

Цели листинга

 

Основных целей листинга со стороны эмитента акций всего две:

 

  1. 1. Дешевый заемный капитал. Компании больше не требуется обращаться за инвестиционным кредитом с высокой процентной ставкой – если для развития понадобятся деньги, фирма может продать часть своих акций. Кроме того, ценные бумаги, прошедшие листинг, обретают вес в глазах инвесторов, благодаря чему повышается их ликвидность. Поэтому торговля на бирже для компании выгоднее, чем на внебиржевом секторе.

 

  1. 2. Авторитет. Прохождение листинга свидетельствует о том, что компания вышла на новый уровень. Листинг - своего рода индикатор, сообщающий инвесторам, что фирма финансово устойчива и можно в нее вкладывать средства, не боясь потерь.

 

Цели самой биржи несколько иные. Главной целью листинга является обеспечение максимальной безопасности торгов для инвестора (трейдера). Кроме того, листинг призван повысить информированность инвесторов об обращающихся ценных бумагах и создать универсальную систему доступа к бирже.

К слову, есть и обратное понятие – делистинг, то есть исключение ценных бумаг фирмы из списков по причине банкротства или нарушения правил биржи.

Как происходит процедура листинга?

 

В общем виде процедура листинга состоит из следующих этапов:

  • Подается заявление компанией на включение в котировальный список второго уровня. Попасть в первый список напрямую нет возможности. Заявление подается либо самим эмитентом акций, либо его законным представителем (профессиональным посредником).
  • Эмитент заключает с биржей договор на проведение экспертной оценки.
  • Эмитент предоставляет для оценки всю запрашиваемую информацию, в том числе учредительные документы, бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.
  • Проводится экспертиза, в рамках которой считаются такие показатели, как коэффициент рентабельности, ликвидность компании, динамика изменения собственного капитала.
  • Результаты исследования выносятся на обсуждение котировальной комиссии либо комиссии по допуску ценных бумаг.

К слову, вся процедура может занять довольно длительный срок. Рассмотрение заявления на включение в котировальный список длится до 10 дней, на принятие окончательного решения комиссии дается время до 45 суток. Следовательно, на весь листинг может уйти более 2 месяцев.

Критерии листинга

 

Важно сразу отметить, что универсальных критериев не существует. Более того, еще совсем недавно критерии листинга российских бирж заметно отличались от требований зарубежных (до вступления в силу закона «О рынке ценных бумаг»). Сейчас общие требования отечественных бирж к эмитентам в целом соответствуют международной практике. Общие требования к эмитентам акций следующие (рассмотрим на примере Нью-Йоркской фондовой биржи):

  • Предоставление полной информации (это ключевое требование).
  • Соблюдение минимального лимита чистых активов (требуется минимум 18 млн. долларов).
  • Соблюдение условий Кодекса корпоративного поведения.
  • Соблюдение минимального лимита капитализации акций (1,1 млн штук в обращении).
  • Прибыль за последний год и в среднем за последние два года после вычета налогов (первый показатель – 2.5 млн долларов, второй – 2 млн).
  • Количество крупных акционеров (тех, кто имеет более 100 акций). Нужно, чтобы таких акционеров было 2000.

В то же время фондовая биржа в Германии предъявляет более лояльные требования. Они несколько отличаются от вышеописанных. Например, считается собственный капитал организации (должен быть 3,5 млн евро). Также принимается во внимание возраст компании – прежде чем претендовать на листинг, фирма должна просуществовать три года.

  • листинг
  • критерии листинга
  • требования листинга
  • процедура листинга
  • этапы листинга
X

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP