И снова про нефть. Понимаю, что тема уже многим надоела, но на этот раз повод действительно есть, и довольно серьезный – баррель Brent подобрался к отметке 45.0 долларов. Это минимум с начала текущего года и в случае пробития этого уровня то уже будут минимумы с кризисного 2009 года. При этом, только за последние 2 месяца цены рухнули более чем на 30%, а в последние дни символический рост котировок наблюдался лишь в самом начале минувшей недели. Из-за этого, к слову, российский рубль обвалился на 35% с начала июня и вот-вот достигнет психологического уровня 70.0 за доллар. При этом индекс S&P500 впервые с начала февраля рухнул ниже опять же психологической отметки 2000 пунктов (извиняюсь за тавтологию). Так в чем же причина и что происходит? Постараемся по порядку разобраться основные факторы, которые в данный влияют не только на рынок нефти, но и в целом на глобальные рынки.
В первую очередь разберем китайский фактор, а если конкретнее – то фондовый рынок страны. Главный биржевой индекс Поднебесной Shanghai Composite в минувшую пятницу рухнул на 4.6% и опустился ниже минимумов, достигнутых в результате биржевого краха в середине июля. При этом общие опасения инвесторов и аналитиков относительно состояния и перспектив китайской экономики растут буквально с каждым днем, так как ситуация действительно тревожная. В частности, производственная активность находится на минимумах с кризисного 2009 года, а, согласно статистике, рост промышленного производства в июле составил всего около 6% - кажется что много, но если сравнить с ростом более чем в 10% в середине прошлого года, то контраст весьма ощутимый. На этом фоне, многие теперь опасаются резкого сокращения спроса на сырье, в особенности нефть и горнорудные ресурсы. Кстати из-за этого страдает не только российский рубль, но и например австралийский доллар, который с 2013 года обвалился к американской валюте более чем на 30%.
Далее, есть еще такая важная причина как общее укрепление доллара. Связано оно с ожиданиями скорого повышения ключевой ставки ФРС США. Правда после минувшей публикации итоговых протоколов FOMC у многих возникли сомнения, что американский регулятор решится повысить ставку на сентябрьском заседании, однако до конца текущего года, вероятнее всего, это все же будет сделано. Пока что ставка остается в диапазоне 0-0.25%. Из-за этого, кстати говоря, и растет государственный долг огромными темпами, но об этом в другой раз. Суть в данном случае в том, что укрепление доллара ведет к удешевлению всех товаров на мировых рынках, которые номинированы соответственно в американской валюте. А поскольку подавляющее большинство нефтяных контрактов по-прежнему заключается именно в долларах, это непосредственно ведет к падению стоимости нефти.
Однако ключевым фактором низких цен остается переизбыток на мировом рынке. По состоянию на июль текущего года, общее превышение предложения над спросом (по данным МАГАТЭ) достигает 3 млн. баррелей нефти в сутки – это не намного меньше того, сколько добывает весь Иран. При этом, после снятия санкций опять же с Ирана, инвесторы ожидают на рынке дополнительно до 1 млн. баррелей в сутки нефти. Несмотря на то, что все тот же МАГАТЭ в последнем прогнозе увеличил прогноз спроса на нефть в текущем году на 300 тыс. баррелей в сутки, тем не менее указал, что преобладание предложения над спросом по-прежнему крайне большое. В этой связи, в ближайшее время ожидать высоких цен на энергоносители не приходится. Более того, цены могут обвалиться еще ниже и пробить в моменте минимумы 2009 года. Отдельно стоит отметить также то, что в последние дни драйвером падения стоимости нефти были данные по росту недельных запасов сырья в США более чем на 2 млн. баррелей, при том что аналитики в среднем ожидали сокращения запасов на 770 тыс. баррелей.
Наконец, разберем последний фактор, который давит на все финансовые рынки в целом, а именно – состояние мировой экономики. Опасения по глобальному росту ВВП резко обострились после ухудшения ситуации в Китае, технического дефолта Греции, а также на фоне экономических проблем Японии и более низких темпов роста американской экономики. Иными словами, инвесторы опасаются новой волны мирового кризиса, и не безосновательно, так как в этом году рост глобального ВВП ожидается примерно в районе 2% - самые минимальные темпы с конца кризиса 2009 года. При этом рост мировой промышленности может составить меньше 2.5%, что напрямую затрагивает потребление сырьевые товаров и снижает спрос на них.
Резюмируя можно сделать неутешительный вывод – похоже, что падение нефтяных цен носит системный характер и связан не только с ситуацией непосредственно на рынке нефти, но и в целом в мировой экономике. В этой связи, не исключены новые минимумы по «черному золоту» в ближайшие дни – вероятно достижение уровней начала 2009 года. Однако в средне и долгосрочной перспективе цены неизбежно вырастут, так как при нынешней стоимости под угрозой сокращения добычи остаются более 20 млн. баррелей в сутки, которые не будет способно в оперативном порядке возместить ни ОПЕК, ни США, ни Россия, ни другие крупные производители.