Метод окупаемости – это один из многих возможных методов оценки перспективности инвестиционных проектов, основывающийся на времени возврата вложенных денег. Чем быстрее инвестор получит назад свои деньги, тем более приоритетным будет считаться инвестиционный проект, потому что риск потери вложенного капитала снижается, и инвестор будет испытывать меньшее беспокойство за сохранность денег.
Пример и значение метода окупаемости
Предположим, что одному и тому же инвестору предлагают вложить деньги в два бизнес-проекта. Один гарантирует возвращение вложенной суммы через год и потом ежемесячное получение небольшого процента от товарооборота, другой позволяет вернуть капитал через 5-6 лет, но при этом в год получать по 200 и более процентов от первоначальной суммы инвестиций. С одной стороны маленький риск, с другой – большие прибыли. Если инвестор работает по методу окупаемости, то он выберет первый проект, если же ставит превыше всего цель сорвать большой куш – второй.
Чем больше времени необходимо на возвращение капитала, тем больше катаклизмов и изменений может произойти на финансовом рынке. Эти изменения могут поставить под угрозу существование и процветание компании, поэтому инвесторы, особенно неискушенные, нечасто вкладывают огромные суммы в долгосрочные инвестиционные проекты. Это не касается таких мастеров своего дела, как Уоррен Баффет или Джордж Сорос.
В чем значение метода окупаемости? В первую очередь именно этот метод используется инвесторами-консерваторами, которые предпочитают сводить риск к минимуму, даже если приходится получать маленькие прибыли. Во-вторых, существование метода окупаемости позволяет краткосрочным финансовым проектам относительно быстро найти достаточное количество вкладчиков и выбиться в лидеры на рынке.