Нарушения рынка

Нарушения рынкаНарушение рынка – нарушение ценового механизма рынка, в результате действия внешних или внутренних факторов, при котором распределение ограниченных по своему числу экономических ресурсов становится не эффективным. Нарушение рынка – это совокупность конкретных рыночных условий, отношений и связей, при которых практически отсутствует конкуренция на рынке.


Основным преимуществом рынка является достижение общего равновесия и оптимального, согласно определению оптимальности по Парето, распределения ресурсов экономики. Согласно данного определения эффективности по Парето, данное распределение не может быть осуществлено:
• Без наличия полной и исчерпывающей информации о стоимостных характеристиках и рынках;
• Без системы экономического стимулирования участников рынка.


Согласно данной формулировке рынка, все ситуации, при исчезновении описанных преимуществ – можно называть нарушениями рынка.


Основополагающими внешними и внутренними факторами, вызывающими нарушения рынка можно выделить:
• Политические и социальные конфликты (военные операции, революции, забастовки);
• Экологические катастрофы;
• Научный прогресс и резкая смена предпочтений потребителей;
• Глобальные изменения мировых рынков;
• Неправильное государственное вмешательство в дела рынка.


Само явление нарушения рынка свидетельствует об искаженности и затруднении работы всего рыночного механизма, о невозможности полного соблюдения его основных принципов, о его «болезненности» и слабости. Данное состояние уже не соответствует нормальному и проявляется в таких отрицательных рыночных сигналах, как нестабильный спрос и предложение, сокращение доходов бизнеса, появление “серии неплатежей” и роста объемов кредиторской и дебиторской задолженности, ухудшение качества продаваемой продукции, резкий рост или резкое падение цен, угасание конкуренции среди участников рынка.


Наилучшим примером нарушения рынка является ситуация морального риска или моральной опасности. В данном случае, говорится о невыполнении главного базового принципа обеспечивающего здоровье рынка – честных и свободных договорных отношениях, как основных для рыночного взаимодействия, без помощи которых невозможно создание сети контрактов и осуществление эффективных обменных операций, а также о нарушении главных правил экономической этики. Моральный риск проявляется в преследовании только личных интересов с использованием коварства и может включать более явные формы недобросовестного поведения: воровство, ложь и мошенничество. Искаженная или заведомо неполная информация, если обман преднамеренный, введение в заблуждение, искажение истины и иных методах по запутыванию партнеров, также можно отнести к моральной опасности.

 

Виды нарушений рынка


Выделяют следующие нарушения рынка:
Монополия;
• Неполные рынки;
Информационная асимметрия;
• Циклические колебания

 

монополияПри возникновении естественных монополий, барьеры, уничтожающие конкуренцию, выражены объективными причинами – ограниченностью самого производства, появлением новых сфер для прибыльного вложения капитальных средств, активным и всесторонним применением научно – технических факторов, эффектом масштабируемости. Основополагающими в естественных монополиях являются права собственности (фундаментальное условие рыночной экономики), технологические факторы, направленные на повышение эффективности всего производства, предпринимательство - как наиболее удобная форма хозяйственной деятельности. Так называемые искусственные монополии порождены искусственно созданными барьерами и главной их целью является приобретение контроля над рынками и получение различных монополистических выгод. Они намеренно искажают структуру и механизм функционирования рынка, создавая препятствия для появления на рынке новых фирм зачастую, используя методы недобросовестной конкуренции и соглашений, ограничивая конкуренцию. Искусственные монополии, а также любое монополистическое поведение предприятий, таким образом, представляют собой нарушение рынка.


Неполные рынки также имеют множественную природу. Нарушением будут неполные рынки, так как обусловлены наличием огромного числа нестрахуемых рисков, а также появлением товаров-новинок, рынков общественных благ. Все они связаны с естественным, рыночным, поведением предпринимателей: желанием выпускать только то, что приносит ощутимый доход и отказом от любой деятельности, которая не обеспечивает получение соизмеримого возмещения затрат и рисков. С другой стороны создание неполных рынков может быть инициировано монополиями: с целью укрепления главенствующих положений на рынках, фирмы создают или поддерживают дефицит товаров на рынках. Такое монополистическое поведение и созданные таким способом неполные рынки и есть нарушение рынка.

 

Рынки порождают неполную и асимметричную информацию. Само понятие конкуренции заставляет участников рынка скрывать реальное положение дел. Использование особого товара – экономической информации – требует от участников рынка определенных затрат, а ценность информации для различных фирм неодинакова, поэтому участники рынка обладают ею в различной степени. Нарушением рынка можно считать намеренное искажение передаваемой информации, что приводит к нарушению ее достоверности, корректности, актуальности путем введения в заблуждение потребителей или партнеров, распространяя заведомо ложную информацию о качестве производимого товара, о конкурентах, что расценивается как метод недобросовестной конкуренции, а такое поведение непозволительно с точки зрения рынка.


Цикличность развития, т.е. периодическое закономерное колебание динамики и движение от одного макроэкономического равновесия к другому, является способом саморегуляции рыночной экономики. Нарушением рынка можно считать так называемый “нормальный цикл”, в рамках которого образуется растущий тренд экономического развития, а каждый следующий пик выше предыдущего, каждая низшая точка спада (“дно”) также выше предыдущей. Аномалии цикла – нарушения рынка – проявляются в затяжной рецессии, гиперинфляции, застойной безработице. Серьезные нарушения макроэкономического равновесия обязательно требуют адекватной макроэкономической стабилизации, осуществляемой государством, поскольку рынок самостоятельно справиться с ними уже не может.

 

  • монополия
  • рынки
  • нарушения рынка
  • неполные рынки
X

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP