Объем предложения – экономический термин, который определяет количество товара, предлагаемого на рынке по определенной цене и, соответственно, выпускаемого для продажи по данной цене. Например, объем предложения шариковых ручек по цене в два рубля будет существенно отличаться от объема предложения того же товара по цене десять рублей. Мы сразу можем сказать, что объем предложения первого товара (ручек по два рубля) будет меньше, чем ручек по десять рублей, несмотря на кажущиеся перспективы такой ценовой политики.
Значение объема предложения и его формы
Прежде чем говорить о значении объема предложения как термина теоретической экономики, определим его возможные формы, которых экономисты выделяют всего-навсего две: постоянная и непостоянная. Постоянный объем предложения будет только в том случае, когда цена на товар не изменяется. Как это понять? Очень просто, на несложном примере.
Предположим, несколько компаний выпускают один и тот же товар по различным технологиям, с различными затратами. Рыночная цена товара установлена так, что каждое предприятие получает выгоду от производства, но одни компании – в большей степени, другие – в меньшей. Пока цена стабильна – все в порядке. Но если только цены начинают падать, то объем предложения тут же начинает изменяться: тем компаниям, у которых технология производства более затратная, придется уходить с рынка, потому что затраты на выпуск товара будут превышать прибыль. Если компания прекратит свою деятельность, общий объем предложения уменьшится.
При меняющихся ценах мы сталкиваемся с «кривой объема предложения» - это еще один экономический термин, характеризующий объем предложения. Ведь если изобразить меняющийся объем графически, мы как раз получим кривую линию, откуда и происходит название.
Значение объема предложения очень велико, в первую очередь стоит отметить, что он влияет на объем спроса. Обычно в условиях нормально развивающейся экономики и предложение, и спрос находятся в равновесии: постоянное предложение порождает постоянный спрос (возможно и обратное явление). Но если предложение начнет меняться (по кривой), то и спрос придет в движение: когда предложение будет снижаться, спрос начнет расти (это даст предпринимателям возможность повышать цены, приведет к иным экономическим последствиям).
Оценка объема предложения позволяет спрогнозировать экономические перспективы того или иного промышленного направления. Например, если в какой-нибудь глухой деревне кузнец делает топоры на заказ, то объем предложения готовой продукции не должен превышать объема, необходимого для данной деревни. Потому что когда в каждом доме будет топор, изделия перестанут пользоваться спросом.