Расходы на ведение дела – это совокупность затрат организации, которые формируют себестоимость товаров/услуг. Перечень расходов определяется Налоговым кодексом.
Элементы расходов
В процессе деятельности организация учитывает все расходы, которые обоснованы и подтверждены наличием документов. Эти расходы группируются по элементам.
Административно-хозяйственные расходы:
- Операционные издержки и оплата услуг банков;
- Заработная плата, рассчитанная для административных работников, занятых в оформлении договоров, налоги и взносы;
- Затраты на содержание средств управленческого назначения, коммунальные платежи и арендная плата;
- Услуги сторонних специалистов: аудиторов, консультантов, юристов;
- Хозяйственные расходы на содержание подразделений;
- Иные, связанные с деятельностью расходы.
Расходы по ведению страховых операций:
- Оплата услуг брокера;
- Вознаграждения по страховым договорам;
- Заработная плата, рассчитанная для сотрудников, занятых в оформлении договоров, налоги и взносы;
- Оплата услуг типографий по изготовлению БСО;
- Оплата справочно-информационных и статистических услуг;
- Затраты на содержание имущества.
Прочие расходы:
- Оплата услуг представителей;
- Реклама и продвижение;
- Наем, подготовка и обучение работников;
- Сборы, бюджетные платежи.
Виды расходов
Объемы расходов организации напрямую влияют на себестоимость производимых товаров или услуг. Как правило, рост тарифов обуславливается увеличением показателей расходов, то есть, уровень цен находится в прямо пропорциональной зависимости от объема расходов.
Расходы можно классифицировать по-разному. В бухгалтерском учете расходы обычно группируются по целевому назначению. Однако при расчете тарифов (цен на выпускаемую продукцию, предлагаемые услуги и т.д.) применяется иная классификация. При расчете тарифов расходы делятся на следующие виды:
- постоянные;
- организационные;
- аквизиционные;
- расходы на инкассацию;
- ликвидационные расходы;
- управленческие расходы.
Постоянные расходы – вид издержек, имеющий относительно постоянную величину. На формирование данного расхода не влияет объем деятельности организации в краткосрочном временном периоде.
Организационные расходы – издержки, сформированные процессом образования юридического лица (связаны с регистрационными сборами, подготовкой документов и т.д.).
Аквизиционные расходы – категория, относящаяся к производственным издержкам организации. Максимальные аквизиционные издержки несут компании, оказывающие услуги (наиболее часто в сфере страхования, кредитования и т.д.). То есть, расход в меньшей мере обусловлен производственными издержками.
Расходы на инкассацию – это оплата услуг банка по приему денежной наличности, закупка БСО, ведение реестров, стоимость труда кассиров.
Ликвидационные расходы – это представительские расходы, урегулирование убытков, оплата услуг специалистов по ликвидации, судебные издержки и другие.
Управленческие расходы – текущие издержки, которые не связаны с коммерческой/производственной деятельностью конкретной организации. Категория образована совокупностью затрат на содержание юридического отдела, отдела кадров, командировочными расходами и т.д.
Учет расходов на ведение дела
Учет (контроль) расходов на ведение дела – эффективная мера регулирования объемов издержек организации. Фактически – это внутрифирменный учет, данные которого заносятся в документы по финансовой отчетности конкретной организации.
Учет расходов на ведения дела позволяет получить информацию об издержках организации, о соотношении расхода с прибылью, о рентабельности предприятия и т.д. На основе его данных можно:
- контролировать финансовые/производственные/хозяйственные расходы на ведение дела;
- выявить ключевой источник убытков;
- определить объем ликвидных активов (используя и бухгалтерскую отчетность), которыми обладает организация;
- повысить эффективность и рентабельность организации, сократив нецелесообразные статьи расходов.
Исходя из этого, объемы расходов на ведение дела требуют постоянного контроля. Наиболее эффективным инструментом контроля является учет расходов, информация которого (в совокупности с бухгалтерскими отчетами) используется для сокращения издержек организации.