Американский фармацевтический гигант Pfizer (PFE) хочет стать крупнейшим в мире. После неудачи с приобретением британского холдинга AstraZeneca компания нацелилась на другого представителя фармацевтической отрасли – американскую Allergan (AGN). Указываемая компания занимается производством дженериков и различных лекарственных препаратов, годовые продажи достигают 13 млрд. долларов, однако бизнес у нее пока нерентабельный – годовой убыток превышает 1.6 млрд. долларов. Тем не менее, после публикации сообщений о переговорах акции эмитента взлетели почти на 25% - до 304 долларов. Сделка может составить 113 млрд. долларов. В результате, появится объединенная компания общей стоимостью свыше 300 млрд. долларов, и это будет крупнейший мировой представитель фармацевтики.
Чтобы понять для чего Pfizer хочет совершить такие покупки необходимо заглянуть в отчетности обеих компаний. Начнем с виновника события. Дела у Pfizer идут определенно не лучшим образом. Выручка компании с 2012 года сократилась почти на 10%, составил 49.6 млрд. долларов в 2014 году. Что хуже всего – со снижением общей выручки не происходит снижение себестоимости производства. В результате, валовая рентабельность сократилась за соответствующий период с 82% до 80.5%. Кроме того, чистая прибыль крайне нестабильна – с максимального значения в 22 млрд. долларов в 2013 году рухнула до 9.1 млрд. в 2014. Все из-за нестабильности продаж основных лекарственных препаратов,
Ухудшается также и балансовый счет – отношение активов к долговой нагрузке снизилось за период 2012-2014 гг. с 1.78 до 1.71. При этом в основном растут долгосрочные обязательства – это указывает на то, что у компании большая инвестиционная программа, при этом ухудшается сбыт продукции, что и оказывает давление на бухгалтерский баланс. Тем не менее, в целом Pfizer – крупная и вполне стабильная компания с мировым именем, несмотря на все негативные процессы в данный момент и исходя из вышеизложенных данных можно сделать простой вывод – в условиях неудачных попыток организации стабильного сбыта продукции и закрепления своей доли рынка, менеджмент решил купить менее крупного конкурента, но у которого отлажена бизнес-модель, есть много патентов и нет проблем со сбытом.
Теперь посмотрим на отчетность Allergan. Бизнес у данной компаний активно растет – с 2012 года общая выручка увеличилась более чем в 2 раза до уже упомятых 13 млрд. долларов по итогам 2014 года. При этом валовая прибыль растет опережающими темпами – рост по итогам периода составил 170% до 6.75 млрд. долларов. В результате, валовая рентабельность увеличилась до 52%. Безусловно, это на порядок более скромные показатели, чем у Pfizer. Однако в отличие от последней у Allergan конъюнктура восходящая и темпы роста бизнеса весьма внушительные, при этом по сути это компания еще является start-up проектом и продолжает формировать свой бизнес, несмотря на довольно большой объем активов. На это, в частности, как раз и указывает пока еще отрицательный финансовый результат – чистый убыток по итогам прошлого года составил более 1.6 млрд. долларов, из-за чего основные показатели рентабельности (рентабельность инвестиций, активов и текущих средств) пока что отрицательная.
В то же время, балансовые показатели Allergan куда более впечатляющие. Так, общие активы компании по итогам 2014 года превысили 52.5 млрд. долларов, в то время как общие обязательства составляют лишь 24.2 млрд. При этом, если объем активов за 3 года вырос почти в 3 раза, то обязательства увеличились немногим более чем в 2 раза. В то же время, денежный поток от операционной деятельности вырос за период подскочил в 3.3 раза – до 2.2 млрд. долларов, а отрицательные потоки наблюдаются лишь от инвестиционной деятельности (-5.4 млрд. долларов), что связано с активными вложениями компании в развитие собственного бизнеса. Таким образом, активно растущая выручка, отличное финансовое состояние, а также наличие большого количества патентов делают Allergan крайне привлекательным объектом для покупки несмотря даже на то, что бизнес пока еще остается убыточным.
В отличие от AstraZeneca, Allergan пока трудно назвать зрелой компанией. Бизнес только формируется, продажи активно растут, при этом присутствуют все признаки стадии start-up. Кроме того, последняя сравнительно молодая компания со штаб-квартирой в США, а потому вряд ли возможны какие-либо дополнительные проблемы с регулирующими органами. Поэтому осуществить данную сделку будет значительно проще, если только не будут чинить препятствия миноритарные акционеры.
Исходя из этого вывод напрашивается сам собой – данная покупка для Pfizer станет весьма выгодным вложением, если сделка состоится. Потенциально это позволит американскому фармацевтическому гиганту стать не просто крупнейшей в мире компанией, но и вывести на рынок множество инновационных продуктов, что закрепит значительно долю рынка на долгосрочную перспективу. И безусловно, такое развитие событие крайне позитивно повлияет на инвестиционную привлекательность акций объединенной компании.