Производители, как и покупатели, ведут борьбу за лидирующее место в своем сегменте рынка и вытеснение конкурентов.
Функции конкуренции
В экономической теории выделены 4 основные функции конкурентной борьбы:
- функция регулирования. За счет конкуренции среди производителей на рынок поступают только те продукты, которые будут пользоваться спросом среди покупателей. В связи с этим начинает развиваться производство компаний, чьи товары пользуются спросом;
- функция мотивации. Эта функция действует двояко и для предприятий может стать как успехом, так и провалом. Во-первых, предприятия производят качественную продукцию с наименьшими затратами и предлагают ее на рынке по фиксированной цене. Вся прибыль идет на развитие производства и это обуславливает рост предприятия. Во втором варианте, предприятие игнорирует условия конкурентной борьбы и спрос на свою продукцию. Через некоторое время оно рискует быть вытесненным с рынка;
- функция распределения. Конкурентная борьба не только является стимулом для производства большего количества товара, но и позволяет распределить всю прибыль между производителями в соответствии с их эффективностью;
- функция контроля цен. В условиях конкуренции среди производителей каждый назначает свою стоимость товара, и покупатель может приобрести продукцию по оптимальной цене. При монополии цена на товар не изменяется и у покупателя отсутствует возможность выбора.
Основные правила конкуренции
Суть борьбы на рынке заключается в том, чтобы найти ту равновесную цену, при которой предложение товаров от продавцов будет покрывать спрос покупателей.
На рынке с точки зрения конкуренции происходят различные ситуации. Например, производители устанавливают свою стоимость на товары, которая оказывается завышенной. Покупатели реагируют на это снижением спроса. Один из производителей снижает цену на товар, и покупательский спрос начинает расти. Цена стремится к точке равновесия.
Возможна обратная ситуация, когда цена на продукт занижена. Потребители начинают активно приобретать этот продукт, и на рынке образуется его дефицит. Ответное действие производителей – увеличение цены, что уравновешивает спрос и предложение.
Из этих ситуаций вытекают 4 основных правила конкурентной борьбы:
- нормативом для ведения рациональной деятельности должна выступать равновесная цена. Предприятия, которые хотят иметь большую прибыль за счет установления большей цены, сталкиваются с невозможностью продажи выпущенной продукции. Через какое-то время производитель будет вынужден снизить цену на товар. Часто такие производители прибегают к распродажам, для того чтобы получить хоть часть ожидаемой прибыли;
- производитель устанавливает цены ниже равновесной цены, при этом стремясь получить сравнимую прибыль путем уменьшения затрат на производство. Качество продукции не снижается так как производитель усовершенствует технологический процесс, внедряет новые производства и технологии;
- компания формирует цену на свой товар несколько выше равновесной цены, объясняя это тем, что затраты на производство выше чем у других компаний. Продукция этой компании не будет популярна у покупателей из-за высокой цены и это грозит ей банкротством. Необходимо применять меры по уменьшению себестоимости продукции, найти средства для модернизации и приобретения нового оборудования, внедрения новых технологий. Если же нет средств на подобные мероприятия, то предприятие не сможет удержаться на рынке;
- обострение конкурентной борьбы иногда приводит к установлению предприятиями «бросовых» цен на свои товары. Это помогает повысить спрос покупателей на свою продукцию и распродать ее.
Добросовестная и недобросовестная конкуренции
К методам добросовестной конкуренции относятся:
- повышение качества товара;
- снижение стоимости;
- реклама своей продукции;
- гарантийное послепродажное обслуживание.
Для недобросовестной конкуренции характерно:
- промышленный шпионаж;
- подделка товаров фирм-конкурентов;
- подкуп сотрудников своих конкурентов;
- обман покупателей;
- продажа продукции несоответствующего качества.
Отношение предпринимателей к конкуренции достаточно неоднозначное. Некоторым она помогает оказаться на вершине рынка и преуспеть в реализации своей продукции, а других просто выбрасывает за пределы рынка, ведя к разорению. Но существование на рынке без конкурентной борьбы просто невозможно.